Skip to main content

«Тяну я кораблик по быстрой реке…» (для детей 6—8 лет)

0
(0)

Поэтический круиз вместе с Агнией Барто

 

Морское путешествие по страницам любимых стихотворений организовала Галина Власьевна ИЛЬИНА, ведущий библиотекарь Центра комплексного библиотечно-информационного обслуживания филиала Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) «Центр детского чтения», г. Якутск

 

 

ПОДГОТОВКА

Оформить выставку книг А. Барто.

 

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

Экран, проектор, слайды по теме (портрет поэтессы, иллюстрации к ее произведениям и т. п). Аудиосистема, фоновая музыка, звуки моря, крики чаек, шелест листвы и т. п.

Декорации – макет корабля, деревьев, скамейка. Костюмы и реквизит для действующих лиц. Подзорная труба, карта, веер.

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

ВЕДУЩАЯ – взрослый,

БОРЯ. МАЛЬЧИК. ДЕВОЧКА, АКТИВИСТКИ (1)-(4),

ВОВКА – дети.

 

(Под музыку появляются Ведущая и Боря, приветствуют гостей.)

 

ВЕДУЩАЯ: Добрый день, дорогие ребята!

 

БОРЯ: Привет, привет!

 

ВЕДУЩАЯ: Скажи, пожалуйста, Боря, что объединяет тебя и меня?

 

БОРЯ (подумав): Много всего. Например, все мы люди, имеем равные права, живём в России…

 

ВЕДУЩАЯ: Совершенно верно, а ещё что?

 

(Боря задумывается, молчит.)

 

Давай подскажу, потому что ты не отгадаешь.

 

БОРЯ (решительно): Нет-нет, я сам. А если не смогу ответить на ваш вопрос, то мне ребята помогут! (Задумчиво.) Так. нас объединяет… что? Я так много читаю, я должен догадаться! Ну, думай, голова, думай… Что же объединяет взрослых и детей?

 

ВЕДУЩАЯ: Боря, давай, я тебе всё же чуть-чуть подскажу.

 

БОРЯ: Так и быть, подскажите, но только чуть-чуть!

 

ВЕДУЩАЯ: Оно бывает у каждого человека. У кого-то счастливое, светлое, весёлое, а у кого-то – трудное и короткое. Думаю, что у вас и у ваших родителей оно счастливое, а вот у прабабушек и прадедушек, которые познали войну, – трудное.

 

БОРЯ (радостно): Ура, я понял! Это детство!

 

ВЕДУЩАЯ: Ты совершенно прав. Конечно, детство! И ещё есть одно общее у нас — это то, что все мы знаем произведения замечательной поэтессы Агнии Львовны Барто!

 

БОРЯ (подхватывает): Точно! Вот послушайте, эти стихи все знают: и я, и мама с папой, и даже бабушка с дедушкой! (Декламирует стихотворение АЛ. Барто «Мишка».)

 

ВЕДУЩАЯ: Правда, а ещё вот это! (Декламирует стихотворение АЛ. Барто «Бычок».)

 

БОРЯ: И про общеизвестную плаксу! (Декламирует стихотворение АЛ Барто «Мячик».)

 

ВЕДУЩАЯ: Ну и одно из моих любимых. (Декламирует стихотворение АЛ. Барто «Кораблик».)

 

 

ДЕРЖИМ КУРС НА ДЕТСТВО!

 

(Звуки моря, крики чаек и т. п)

 

БОРЯ: Знаете, я в детстве этот стишок очень любил! У меня была матросская шапка и кораблик, и я очень хотел совершить путешествие на нём!

 

ВЕДУЩАЯ: Хорошо, что все мечты когда-то да сбываются. Давай-ка. Боря, мы с тобой совершим поэтический круиз по произведениям Агнии Барто! Ты будешь капитаном, а я – твоим помощником. Согласен?

 

БОРЯ: Конечно!

 

(Выдвигаем на сцену макет корабля.)

 

Немедленно все на борт!

 

(Ведущая и Боря заходят за макет.)

 

Держим курс на Детство! (Раскрывает карту, изучает ее.)

 

ВЕДУЩАЯ (отдавая честь, смотрит в подзорную трубу): Есть держать курс на Детство! Я уверена, что наш круиз будет не только полезным, но и весёлым, ведь мы его проведём в компании друзей, героев произведений Агнии Львовны Барто.

 

БОРЯ (задумчиво): Интерес­но, какая она была в детстве?

 

(Рассказ сопровождает показ слайдов.)

 

ВЕДУЩАЯ: Агния Львовна Барто родилась в 1901 г. (по другим источникам – в 1906 г.) в городе Ковно (сейчас это город Каунас в Литве), в семье врача-ветеринара и вскоре вме­сте с родителями переехала в Москву. Литературой увлек­лась с детства, училась в гимна­зии и одновременно в балетной школе, но желание писать ока­залось сильнее. В 1936 г. вышла книга «Игрушки», стихотворе­ния из которой вы только что слышали.

Во время Великой Отечест­венной войны Агния Львовна работала у токарного станка и продолжала творить – выступа­ла по радио, писала «взрослые», военные стихи, нужные статьи. После Победы Агния Львовна побывала во многих странах, вела на радио важную передачу «Найти человека», которая помогла многим людям снова обрести близких и родных. Пока шла передача – с 1964-го по 1972 г., — воссоединились 927 се­мей. В 1976 г. ей присуждена международная премия имени великого сказочника Х.К. Ан­дерсена. Стихи Барто переведе­ны на многие языки мира.

 

БОРЯ: Значит, её произве­дения знают малыши других стран? Это замечательно!

 

ВЕДУЩАЯ: Именно так. А по­чему ты сказал – «малыши»?

 

БОРЯ: Это же для совсем маленьких.

 

ВЕДУЩАЯ: На самом деле, Дорогой капитан, стихи Агнии Львовны интересно читать не только маленьким. И очень ско­ро ты в этом убедишься.

 

 

ГОРОД НА БУКВУ «Л»

 

(Звуки моря. Ведущая смот­рит в подзорную трубу.)

 

ВЕДУЩАЯ: Капитан, посмот­ри-ка, впереди земля!

 

БОРЯ (изучая карту): Очень интересно. Неизвестный остров, на нём только один город, и название у него такое странное. Всего одна буква – «Л». Прича­ливаем! Пойдём познакомимся с аборигенами.

 

(Выходят из-за макета. Деко­рации – дерево, скамейка. Появ­ляются Мальчик и веснушчатая Девочка в зелёной шапочке, са­дятся поодаль друг от друга.)

 

МАЛЬЧИК:

 

Не удивляйтесь – я влюблён,

Хотя и сам я удивлён.

Понять не в состоянье,

В каком я состоянье.

<…>

А.Л. Барто.

На букву «Л»

 

(Декламирует стихотворе­ние до конца, смущается и ухо­дит. Девочка остаётся, сокру­шённо вздыхает.)

 

БОРЯ: Привет!

 

ВЕДУЩАЯ: Здравствуй, де­вочка! Как тебя зовут?

 

ДЕВОЧКА: Здравствуйте! Алёна.

 

БОРЯ: Скажите, пожалуйста, Алёна, почему ваш красивый, светлый город обозначен на карте буквой «Л»?

 

ДЕВОЧКА: Город наш назы­вается Любимый, а «Л» – это чтобы интереснее было, для таинственности. (Вздыхает.) Тут все поют, танцуют, играют, гу­ляют… Радуются. (Вздыхает.)

 

ВЕДУЩАЯ: Почему же ты грустишь одна?

 

ДЕВОЧКА: Я грустна, пото­му что…

 

<…>

У меня же на носу

Рыжие веснушки,

Портят всю мою красу

Рыжие веснушки.

<…>

А.Л. Барто.

На букву «Л»

 

(Декламирует стихотворение до слов: «А в один из летних дней…»)

 

БОРЯ: Петя Соколов – это который ушёл сейчас?

 

(Девочка кивает, вздыхает.)

 

ВЕДУЩАЯ: Совершенно на­прасно грустишь. Ты ему нра­вишься.

 

ДЕВОЧКА: Отчего же тогда он молчит? Почему уходит?

 

БОРЯ: Да потому, что он с то­бой и рад бы пообщаться, а ты стыдишься своих веснушек и от­ворачиваешься. Вот он и думает, что тебе с ним неинтересно!

 

ВЕДУЩАЯ: Мне кажется, Бо­ря прав.

 

БОРЯ (решительно): И вовсе ты не уродина, а очень красивая девочка, и веснушки тебе идут!

 

ВЕДУЩАЯ: Да и вообще, главная наша красота внутри. Так что не переживай, а иди скорее, найди Петю и поговори с ним.

 

ДЕВОЧКА (вскакивает со скамейки): Я так и сделаю. Спа­сибо за совет! (Убегает.)

 

БОРЯ: Ну а нам пора обратно на корабль.

 

ВЕДУЩАЯ: Есть, капитан!

 

(Идут на «корабль».)

 

 

ОСТРОВ ОСУЖДЕНИЯ

 

(Звуки моря.)

 

БОРЯ (прикладывая руку ко­зырьком): Вижу ещё землю! (Смотрит на карту, с удивлени­ем.) Остров осуждения?! Куда это нас занесло? И что за люди тут живут?

 

ВЕДУЩАЯ: Да обычные дети, надо думать. К сожалению, они не реже взрослых друг дружку и осуждают, и обсуждают.

 

БОРЯ: Пойдёмте посмотрим, выясним, что да как.

 

(Сходят с «корабля», удаля­ются за кулисы. Выходят Акти­вистки (1)-(4), устанавливая макет дерева, скамейку. Расса­живаются, пантомимой изобра­жают бурную беседу со сплет­нями и осуждением. Появляются Боря и Ведущая.)

 

Здравствуйте, девочки!

 

(Активистки хмыкают, зади­рают носы, отворачиваются.)

 

ВЕДУЩАЯ: Давай я попро­бую. Доброго дня, девочки!

 

АКТИВИСТКИ (хором): Здрав­ствуйте!

 

ВЕДУЩАЯ: Мы гости в вашем городе. Извините, что помешали беседе. Вы так активно обсужда­ли нечто важное?

 

АКТИВИСТКА (1): Да, поме­шали, но мы не в обиде.

 

АКТИВИСТКА (2): Мы – Ак­тивистки, и у нас тут собрание.

 

АКТИВИСТКА (3): Каждый день встречаемся и обсуждаем близких и знакомых.

 

БОРЯ: Нашли чем в парке заниматься. В парках отдыхают, а не обсуждают…

 

АКТИВИСТКА (4): А если они этого заслуживают?

 

Тронь ее нечаянно –

Сразу: – Караул!

Ольга Николаевна,

Он меня толкнул!

<…>

А.Л. Барто.

Сонечка

 

(Декламирует до слое «Сго­ворились мальчики…».)

 

АКТИВИСТКА (1): А как вам такой «отличник»? (Деклами­рует стихотворение А.Л. Барто «Жил на свете Ванечка».)

 

АКТИВИСТКА (2): Это что! У меня ещё покруче история!

 

Синенькая юбочка.

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

<…>

А.Л. Барто.

Любочка

 

(Декламирует стихотворе­ние до конца.) Такая двуличная особа! С трудом заставляю себя с ней дружить.

 

АКТИВИСТКА (3): Возмути­тельно! Но куда ей до моего братца!

 

Он знает, что такое лесть.

Умеет к деду в душу влезть.

Вот он вздыхает у дверей:

– Ты самый добрый, всех добрей…

Пойдём со мной смотреть зверей!

<…>

А.Л. Барто.

Если вы ему нужны

 

(Декламирует стихотворе­ние до конца.) Как можно себя так вести? Просила его недавно за себя мусор вынести, так про­тивно было ему улыбаться! Тьфу.

БОРЯ (c возмущением). Да вы сами-то!..

ВЕДУЩАЯ (останавливая его) Подожди, капитан, не кипятись (Активисткам.) Между нами девочками, у меня тоже братец был хитроумный.

 

Я Володины отметки

Узнаю без дневника

Если брат приходит с тройкой,

Раздается три звонка.

<…>

А.Л. Барто.

Звонки

 

(Декламирует стихотворе­ние до конца.)

 

АКТИВИСТКА (4): И что же теперь с этим двоечником?

 

ВЕДУЩАЯ: Теперь он Влади­мир Иванович, руководитель крупной компании, папа троих прекрасных детишек.

 

АКТИВИСТКА (1): Что-то не сходится у вас.

 

АКТИВИСТКА (2): Как это он стал таким хорошим, если и двойки, и единицы получал?!

 

ВЕДУЩАЯ: А вот так. По­говорили с ним начистоту. Пала от души посмеялся и твердо сказал, что отныне желает слы­шать только трезвон! Володя взялся за ум, и с тех пор в доме слышали только четыре или пять звонков. Даже сейчас, когда Во­лодя навещает родителей, они его приход узнают по звонку в квартиру.

И вот что, друзья мои, пере­станьте осуждать людей за гла­за. Если считаете, что так посту­пать нельзя, то скажите об этом в лицо. Помогите, посоветуйте, научите…

 

БОРЯ: …А не шушукайтесь за спиной!

 

АКТИВИСТКА (3) (подумав): Право, теперь мне стыдно.

 

АКТИВИСТКА (4): Полагаю, что мы получили хороший урок.

 

АКТИВИСТКИ (хором): Спа­сибо! Мы исправимся!

 

(Прощаются, убегают.)

 

БОРЯ: Все на борт!

 

(Идут в «корабль»)

 

 

АРХИПЕЛАГ ДОБРАЯ ДУША

 

(Звуки моря.)

 

ВЕДУЩАЯ (глядя в подзорную трубу): Прямо по курсу – архи­пелаг Добрая Душа!

 

БОРЯ (задумчиво, как бы про себя}: Удивительные стихи у Бар­то. Прочтёшь эти истории – и хочется прямо сейчас стать луч­ше. подвиг совершить, что ли…

 

ВЕДУЩАЯ: Ты прав. С этими стихами легче вести корабль свой жизни, избегая опасностей и неправды. Агния Львовна, как добрая мама или бабушка, мягко приглашает посмотреть на себя со стороны, призывает быть добрее к другим и тре­бовательнее к себе, служить людям.

 

БОРЯ: Скажете тоже. Мы же ещё дети, мало что можем, не всё умеем.

 

ВЕДУЩАЯ: Да и не надо всё сразу. Нужно по чуть-чуть, но каждый день. Можешь — помоги, посоветуй, утешь, в конце кон­цов, всё лучше, чем ничего не делать, а лишь рассказывать, как правильно и как надо. Вот сейчас мы причалим к архипе­лагу Добрая Душа — сам уви­дишь.

 

БОРЯ: Интересно. (Командует.) Отдать швартовы! Сходим на берег!

 

(Выходят из-за макета.)

 

Фу. ну и жарко тут. Градусов тридцать, не меньше!

 

(Появляется Вовка – с бумаж­ным веером в руке.)

 

ВОВКА: С добрым утром!(Протягивает руку Боре.)

 

БОРЯ (пряча руку за спину): Привет. Что это ты с девчоночь­ей игрушкой?

 

ВОВКА: Почему игрушкой? Это веер.

 

БОРЯ (с возмущением): Фу! Брось сейчас же!

 

ВЕДУЩАЯ: Боря, ты опять, не разобравшись, сердишься. Ведь это не игрушка, а важная вещь, с помощью которой лю­дям легче дышать стало!

 

БОРЯ (с презрением): Что за люди? Какая от дамской би­рюльки польза?

 

ВЕДУЩАЯ: А вот послушай.

 

<…>

…Тридцать градусов с утра

В городе Загорске,

И всё выше, выше ртуть…

Надо сделать что-нибудь,

Что-то сделать надо,

Чтоб пришла прохлада,

Чтоб не вешали носы

Люди в жаркие часы.

Вовка – добрая душа

Трудится в сарае,

Что-то клеит не спеша,

Мастерит, стараясь.

Вовка – добрая душа

Да еще три малыша.

Паренькам не до игры:

Предлагает каждый,

Как избавить от жары

Разомлевших граждан.

<…>

А.Л. Барто.

Жарко (из сборника «Вовка – добрая душа»)

 

(Декламирует стихотворение до слов «Веера колышутся – // Людям легче дышится».)

 

БОРЯ (смущаясь): Простите! Я не подумал.

 

(Боря протягивает руку Вов­ке. Тот пожимает)

 

Ты мо-лодец!

 

ВОВКА: Ну что ты! Это же так интересно – делать людям добро, чувствовать себя чароде­ем, правда?

 

БОРЯ: Да, мне иной раз так хотелось бы иметь волшебную палочку!

 

ВОВКА: Зачем же палочка? У нас руки есть и ноги, будем ими пользоваться на благо людям.

 

БОРЯ: Согласен! (Решитель­но.) Прямо сейчас вернёмся до­мой – и начну добро творить.

 

ВОВКА: В добрый путь! (Уходит.)

 

(Боря и Ведущая входят в «ко­рабль»)

 

БОРЯ: Пора нам возвращать­ся. Поднять якоря!

 

(Звуки моря.)

 

ВЕДУЩАЯ: Что ж, дорогие ребята! Наш поэтический круиз подходит к концу.

 

(Сходят с «корабля».)

 

БОРЯ: И это немного грустно.

 

ВЕДУЩАЯ: Нечего расстраи­ваться! Во время нашего путе­шествия мы почитали лишь не­которые стихи замечательной поэтессы Агнии Львовны Барто – о вечных ценностях, о том, что хорошо, а что не очень. И мно­жество прекрасных стихов и открытий ждут нас впереди!

 

БОРЯ: Я понял, что Агния Барто в своих произведениях не только веселит читателей, но и учит смеяться над тем, что по-настоящему смешно, и сопе­реживать тому, кто заслуживает сочувствия.

 

ВЕДУЩАЯ: Вот-вот! Именно поэтому её стихи интересны до сих пор и, наверное, не поте­ряют своей актуальности ещё многие годы!

 

БОРЯ: Ведь эти истории помогают нам творить добро, не унывать, не врать, не трусить!

 

ВЕДУЩАЯ: Конечно! Хоро­шая книга способна научить всем этим премудростям не ху­же, чем самый лучший настав­ник. (Детям.) Поэтому мой вам совет, ребята: не забывайте хорошие книги, которые прочи­таете сейчас, в детстве. Возвра­щайтесь к ним, перечитывайте почаще. Вы удивитесь, но каж­дый раз читать их будет все интереснее!

БОРЯ: Ну а теперь до свида­ния, друзья!

 

ВЕДУЩАЯ: До новых встреч, дорогие ребята!

 

(Общий выход и поклон всех участников. Окончание меро­приятия.)

Насколько вам понравилась публикация?

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.