Рассказчик. Разные люди бывают на свете: кузнецы, повара, Доктора, школьники, аптекари, учителя, актеры. А я вот – рассказчик. И все мы – повара, доктора, Учителя -работаем, и все мы люди нужные необходимые, очень хорошие люди. Вот и писатели Нужны. Зачем? А чтобы писали о нас.
100 лет назад на Урале родился Евгений Пермяк.
Он стал автором множества детских рассказов и сказок. Он говорил: «Только труд приносит счастье, Почет и радость. Только труд делает маленького человека большим.» Не верите? Давайте откроем его Книгу и посмотрим.
СЦЕНА 1.
«Как Маша стала большой»
Маша, Мама, Папа, Девочка и Мальчик.
-Маша (перед ней разложены женский халат, туфли большого размера, бусы, косметика, расческа, лак для волос) – Я очень хочу вырасти, очень. А как это сделать -не знаю. О! Придумала! Одену мамины туфли (обувает), и бабушкин халат (одевает), и прическу как у тети Кати сделаю (начесывает волосы, брызгает лаком).
Ой! А бусы -то забыла! (вешает на шею бусы. Встает подбоченясь)
Вбегают девочка и мальчик.
-Маша -Эй, малыши! Как я выгляжу? (медленно поворачивается вокруг себя)
-Мальчик (смеясь) -Как пугало!
-Девочка (смеясь)-Из туфель не выпади, мадам! (убегают. Маша расстроенно снимает туфли, халат расчесывается). -Маша -Ну вот ,смеются .Только натоптали !(берет веник ,
подметает.)
Входит Мама с сумкой с продуктами. Ставит сумку на стол, удивленно смотрит на Машу с веником)
-Мама -Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься? (начинает вытаскивать продукты из сумки. Маша в тазике моет посуду. Входит Папа).
-Папа (гордо)-Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метет, но и посуду моет.
-Маша (поворачивается к залу)-Неужели выросла? Без Взрослых туфель? Без прически и бус? Не они, видно, маленьких большими делают! (качает головой и садится за Стол, читает и пишет.)
СЦЕНА 2.
«Кто?»
Маша, Люся, Катя, Леночка.
Маша сидит за столом занимается. Входят девочки, спорят -Люся -Я буду лучшей первоклассницей, потому что мне мама уже школьную сумку купила.
-Катя -Нет, я буду лучшей первоклассницей. Мне мама форменное платье с белым фартуком сшила.
-Леночка -Нет, я.…Нет, я! У меня не только школьная сумка и пенал, не только форменное платье с белым фартуком есть, мне еще две белые ленточки в косички подарили.
(спорят все враз) -Нет, я! Не, я буду лучшей!
-Люся -Девочки, пусть Маша скажет, кто из нас самой лучшей первоклассницей будет.
-Катя -Верно, давайте Машу спросим.
-Леночка (подходит к столу) – Маша, ну скажи: кто?
-Маша -Не знаю я, девочки, кто самой лучшей первоклассницей будет. Некогда мне. Я сегодня должна еще три буквы выучить.
-Девочки (хором) -А зачем?
-Маша -А затем, чтобы самой плохой, самой последней первоклассницей не оказаться.
-Рассказчик -Притихли девочки, не стали больше спорить, кто лучшей первоклассницей будет. И так ясно. А вам, ребята? (все девочки убегают.)
СЦЕНА 3.
«Белая бабочка».
Рассказчик, Белая Бабочка, Тушкан, Старая Тушканиха. -Рассказчик – Теперь перевернем страницу нашей книги и окажемся в лесу. Чей это дом ?А ,это же Старая Тушканиха со своим сыном ,Тушканом разговоры ведет .Послушаем ? -Тушканиха (сидит, вяжет)-Ох, как-время-то летит! Взрослый ты уже, сынок. Осторожнее будь, Тушкан, в молодой жизни. В оба гляди, не всякому зверю верь. С умом невесту выбирай. Работящую.
-Тушкан (перед зеркалом прихорашивается) -Ладно, в оба буду глядеть, с умом невесту выбирать. Да из кого? -Тушканиха -Хоть Белочка! До чего же у нее хвост хорош! Так и развевается!
-Тушкан -Одна беда: не в норке живет, а в высоком дупле. -Тушканиха -Ежову дочку пригляди -в норке живет. -Тушкан -Колюча.
-Т-ха -У Крота Кротовочки тоже хороши. И шубки мягки, и лапки копки, и сами ловки.
-Т-н -Всем Кротовочки лепы, да малость подслепы. Елаза малы. Днем плохо видят.
-Т-ха -Не искал бы ты, Тушкан, худа от добра. Не по одежке, а по работе выбирай.
-Т-н -Да нет, маменька, я не хочу жить, как все. Невеста моя должна быть на особицу. Уж очень у меня мех пушистый. (встает, прохаживается гордо. Т-ха кладет вязанье на стол, качает головой, встает, уходит. Звучит легкая музыка, появляется Белая Бабочка, танцует вокруг Т- на)
-Т-н -Вот это да! Складненькая, маленькая, аккуратненькая. Так порхает, такие узоры своим полетом выпархивает- загляденье. (обращается к Б.Б.) Кто ты такая, прекрасная Белая Бабочка? Чья?
-Б.Б.- Да ничья пока. В невестах порхаю. Жениха в хорошей шубке подыскиваю.
-Т-н -У меня шубка хорошая. Пушистая. Не зря меня Пушкановичем величают. Выходи за меня замуж, Белая Бабочка.
-Б.Б. -Ну что ж, выйду, если работать не заставишь.
-Т-н -А что же ты есть будешь, коли работать не станешь? -Б.Б. -А я вместо завтрака цветы нюхаю. Солнечным лучом обедаю. Алой зарей ужинаю.
-Т-н -Это хорошо. А где ты жить будешь?
-Б.Б. -Я бабочка складненькая, маленькая. Много ли мне места надо? В твою мягкую шубку забьюсь, в шерстке спрячусь. Куда ты, туда и я. Всегда при тебе.
-Т-н -Лучше и не придумаешь. Очень даже удобно. Селись в моей шубке. (Б.Б. встает сзади Т-на, кладет руки ему на пояс. Бегают по кругу.)
-Рассказчик -Поселил Тушкан Белую Бабочку в своей шерстке. Куда он дуда и она.
-Т-н – Куда я …
-Б.Б. -…Туда и я!
-Т-н -Одно не пойму: как можно вместо завтрака цветы нюхать, солнечным лучом обедать и алой зарей ужинать? Значит порода такая благородная! (Б.Б. потихоньку выщипывает мех Т-на и ест его. Т-н осматривает себя в недоумении) Что-то у меня шерстка редеть начала. Отчего бы это, дорогая Бабочка?
-Б.Б. (ласково) -Не иначе, Тушканчик-Пушканчик двоя старая шерстка линяет, и новая подрастает.
-Т-н (в тревоге) -Шерсти день ото дня все меньше и меньше. Совсем поредел мех! Волоски пересчитать можно! Уж не болезнь ли какая приключилась со мной, дорогая Белая Бабочка!
-Б.Б. -Да что ты, да что ты! (появляется Т-ха)
-Т-ха (бросается к Т-ну) -Сыночек мой! Кто это тебя до ниточки, до шерстиночки обобрал? Ты же совсем голый! Весь лес над тобой смеется. Кому ты теперь такой нужен?
-Б.Б. (утирает рот платочком)-Это верно. Тут мне больше нечем лакомиться. Пора в другой мех переселяться. (хихикает, посылает воздушный поцелуй, убегает.)
-Т-н и Т-ха (хором)-Это же вредная моль! (Тушкан плачет) -Т-ха (гладит его, успокаивает)-Да не горюй ты, Тушкан.
У тебя шуба не купленная, а живая, своя. Вырастет шерсть, да еще гуще будет! (уводит Т-на)
-Рассказчик -Так и случилось. Продрожал голышом всю зиму Тушкан в материнской норе, а по весне оброс пушистой шерстью. (появляется Т-н)
-Т-н (обращается к залу) -Заново решил я жизнь начать, с умом друзей выбирать, по работе ценить лесных жителей. По труду! (поклон, уходит)
СЦЕНА 4 «Счастливые часы»
Волшебник, Старший Брат, Средний Брат, Младший Брат. -Рассказчик – Много, много историй поведает нам Евгений Пермяк. Переворачиваем страницу и попадаем в гости к трем братьям. (выходят братья и садятся рядком) О! Да не только мы к ним в гости пришли! (выходит Волшебник)
-В. (к залу) -Здравствуйте! Я -Великий Волшебник Труд. (обращается к Братьям) Умеете вы хорошо работать, и решил я вас наградить Счастливыми Часами. Всякий, Царство русской народной сказки кому даны эти часы, сам по себе может распоряжаться своей жизнью, своим временем. Хочешь -работай, хочешь -гуляй. Хочешь -на дудке играй, хочешь -погоду пинай. Все позволяют эти часы, пока завод в них не кончится. (дает каждому часы. Братья их разглядывают)
-Старший -А чем их заводить, Великий Волшебник Труд?
-В. -Совестью! (уходит. Братья надевают часы.)
-Старший -А не гульнуть ли, чтобы пыль столбом, чтобы небу жарко было! (отходит вглубь сцены, поворачивается к залу спиной, включает магнитофон, танцует) -Средний -Нет, я потише. Я спать люблю. Поем, попью -и на бок, а счастливые часы пусть мне головокружительные сны показывают. (укладывается спать)
-Младший -Очень хочу я во всем первым быть. Умнее стать. Всех превзойти. Хочу все науки изучить, на всех языках разговаривать, всякое искусство одолеть. (садится за стол, читает книги.)
-Рассказчик -Мало ли, много ли прошло лет -никто не мерил. Настал день, пришла минута, когда остановились счастливые часы у старшего брата. (Ст. останавливается, выключает музыку, смотрит на часы, слушает их, трясет) И второй брат, не доглядев сладкого сна, проснулся. Тоже понял, что нечем ему свои счастливые часы завести. Всю совесть проспал. (Сред. Садится, слушает часы)
-Младший (поворачивается к залу) -А я тем временем изо всех ученых самым ученым стал. Не только человеческие языки превзошел, но и с птицами запросто могу переговариваться. А уж насчет всяких искусств, то хоть на арфе, хоть в опере -все могу! Пою и рисую, из мрамора высекаю, стихи сочиняю, как семечки щелкаю. (глядит на часы. Растерянно) Это как же так? Отчего, почему, по какому случаю? (появляется Волшебник. Мл. обращается к нему) Я не спал, не гулял, как те двое (кивает на братьев. Те сидят рядом опустив головы.) Денно и нощно трудился по совести!
-В. -А по совести ли? Для кого ты науки изучил, искусства постиг? Кому ты этим пользу принес? Чье сердце согрел? Чьи глаза ими порадовал? Себя только тешил. (Мл. опускает голову, садится к братьям. В. обращается к залу). Человек в труде познается, а в отдыхе раскрывается. (все уходят)
-Рассказчик -Вот таки непростые сказки у нашего славного юбиляра Евгения Пермяка. Урок всем добрым молодцам и красным девицам. Все творчество свое посвятил Е. Пермяк
человеческому труду, и поет в нем живое слово, и звенит оно, как драгоценный металл, сработанный руками его героев. Прочитайте сами!
Ленский ДО, 2002 год