Поэтический круиз вместе с Агнией Барто
Морское путешествие по страницам любимых стихотворений организовала Галина Власьевна ИЛЬИНА, ведущий библиотекарь Центра комплексного библиотечно-информационного обслуживания филиала Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) «Центр детского чтения», г. Якутск
ПОДГОТОВКА
Оформить выставку книг А. Барто.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Экран, проектор, слайды по теме (портрет поэтессы, иллюстрации к ее произведениям и т. п). Аудиосистема, фоновая музыка, звуки моря, крики чаек, шелест листвы и т. п.
Декорации — макет корабля, деревьев, скамейка. Костюмы и реквизит для действующих лиц. Подзорная труба, карта, веер.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
ВЕДУЩАЯ — взрослый,
БОРЯ. МАЛЬЧИК. ДЕВОЧКА, АКТИВИСТКИ (1)-(4),
ВОВКА — дети.
(Под музыку появляются Ведущая и Боря, приветствуют гостей.)
ВЕДУЩАЯ: Добрый день, дорогие ребята!
БОРЯ: Привет, привет!
ВЕДУЩАЯ: Скажи, пожалуйста, Боря, что объединяет тебя и меня?
БОРЯ (подумав): Много всего. Например, все мы люди, имеем равные права, живём в России…
ВЕДУЩАЯ: Совершенно верно, а ещё что?
(Боря задумывается, молчит.)
Давай подскажу, потому что ты не отгадаешь.
БОРЯ (решительно): Нет-нет, я сам. А если не смогу ответить на ваш вопрос, то мне ребята помогут! (Задумчиво.) Так. нас объединяет… что? Я так много читаю, я должен догадаться! Ну, думай, голова, думай… Что же объединяет взрослых и детей?
ВЕДУЩАЯ: Боря, давай, я тебе всё же чуть-чуть подскажу.
БОРЯ: Так и быть, подскажите, но только чуть-чуть!
ВЕДУЩАЯ: Оно бывает у каждого человека. У кого-то счастливое, светлое, весёлое, а у кого-то — трудное и короткое. Думаю, что у вас и у ваших родителей оно счастливое, а вот у прабабушек и прадедушек, которые познали войну, — трудное.
БОРЯ (радостно): Ура, я понял! Это детство!
ВЕДУЩАЯ: Ты совершенно прав. Конечно, детство! И ещё есть одно общее у нас — это то, что все мы знаем произведения замечательной поэтессы Агнии Львовны Барто!
БОРЯ (подхватывает): Точно! Вот послушайте, эти стихи все знают: и я, и мама с папой, и даже бабушка с дедушкой! (Декламирует стихотворение АЛ. Барто «Мишка».)
ВЕДУЩАЯ: Правда, а ещё вот это! (Декламирует стихотворение АЛ. Барто «Бычок».)
БОРЯ: И про общеизвестную плаксу! (Декламирует стихотворение АЛ Барто «Мячик».)
ВЕДУЩАЯ: Ну и одно из моих любимых. (Декламирует стихотворение АЛ. Барто «Кораблик».)
ДЕРЖИМ КУРС НА ДЕТСТВО!
(Звуки моря, крики чаек и т. п)
БОРЯ: Знаете, я в детстве этот стишок очень любил! У меня была матросская шапка и кораблик, и я очень хотел совершить путешествие на нём!
ВЕДУЩАЯ: Хорошо, что все мечты когда-то да сбываются. Давай-ка. Боря, мы с тобой совершим поэтический круиз по произведениям Агнии Барто! Ты будешь капитаном, а я — твоим помощником. Согласен?
БОРЯ: Конечно!
(Выдвигаем на сцену макет корабля.)
Немедленно все на борт!
(Ведущая и Боря заходят за макет.)
Держим курс на Детство! (Раскрывает карту, изучает ее.)
ВЕДУЩАЯ (отдавая честь, смотрит в подзорную трубу): Есть держать курс на Детство! Я уверена, что наш круиз будет не только полезным, но и весёлым, ведь мы его проведём в компании друзей, героев произведений Агнии Львовны Барто.
БОРЯ (задумчиво): Интересно, какая она была в детстве?
(Рассказ сопровождает показ слайдов.)
ВЕДУЩАЯ: Агния Львовна Барто родилась в 1901 г. (по другим источникам — в 1906 г.) в городе Ковно (сейчас это город Каунас в Литве), в семье врача-ветеринара и вскоре вместе с родителями переехала в Москву. Литературой увлеклась с детства, училась в гимназии и одновременно в балетной школе, но желание писать оказалось сильнее. В 1936 г. вышла книга «Игрушки», стихотворения из которой вы только что слышали.
Во время Великой Отечественной войны Агния Львовна работала у токарного станка и продолжала творить — выступала по радио, писала «взрослые», военные стихи, нужные статьи. После Победы Агния Львовна побывала во многих странах, вела на радио важную передачу «Найти человека», которая помогла многим людям снова обрести близких и родных. Пока шла передача — с 1964-го по 1972 г., — воссоединились 927 семей. В 1976 г. ей присуждена международная премия имени великого сказочника Х.К. Андерсена. Стихи Барто переведены на многие языки мира.
БОРЯ: Значит, её произведения знают малыши других стран? Это замечательно!
ВЕДУЩАЯ: Именно так. А почему ты сказал — «малыши»?
БОРЯ: Это же для совсем маленьких.
ВЕДУЩАЯ: На самом деле, Дорогой капитан, стихи Агнии Львовны интересно читать не только маленьким. И очень скоро ты в этом убедишься.
ГОРОД НА БУКВУ «Л»
(Звуки моря. Ведущая смотрит в подзорную трубу.)
ВЕДУЩАЯ: Капитан, посмотри-ка, впереди земля!
БОРЯ (изучая карту): Очень интересно. Неизвестный остров, на нём только один город, и название у него такое странное. Всего одна буква — «Л». Причаливаем! Пойдём познакомимся с аборигенами.
(Выходят из-за макета. Декорации – дерево, скамейка. Появляются Мальчик и веснушчатая Девочка в зелёной шапочке, садятся поодаль друг от друга.)
МАЛЬЧИК:
Не удивляйтесь — я влюблён,
Хотя и сам я удивлён.
Понять не в состоянье,
В каком я состоянье.
<…>
А.Л. Барто.
На букву «Л»
(Декламирует стихотворение до конца, смущается и уходит. Девочка остаётся, сокрушённо вздыхает.)
БОРЯ: Привет!
ВЕДУЩАЯ: Здравствуй, девочка! Как тебя зовут?
ДЕВОЧКА: Здравствуйте! Алёна.
БОРЯ: Скажите, пожалуйста, Алёна, почему ваш красивый, светлый город обозначен на карте буквой «Л»?
ДЕВОЧКА: Город наш называется Любимый, а «Л» — это чтобы интереснее было, для таинственности. (Вздыхает.) Тут все поют, танцуют, играют, гуляют… Радуются. (Вздыхает.)
ВЕДУЩАЯ: Почему же ты грустишь одна?
ДЕВОЧКА: Я грустна, потому что…
<…>
У меня же на носу
Рыжие веснушки,
Портят всю мою красу
Рыжие веснушки.
<…>
А.Л. Барто.
На букву «Л»
(Декламирует стихотворение до слов: «А в один из летних дней…»)
БОРЯ: Петя Соколов — это который ушёл сейчас?
(Девочка кивает, вздыхает.)
ВЕДУЩАЯ: Совершенно напрасно грустишь. Ты ему нравишься.
ДЕВОЧКА: Отчего же тогда он молчит? Почему уходит?
БОРЯ: Да потому, что он с тобой и рад бы пообщаться, а ты стыдишься своих веснушек и отворачиваешься. Вот он и думает, что тебе с ним неинтересно!
ВЕДУЩАЯ: Мне кажется, Боря прав.
БОРЯ (решительно): И вовсе ты не уродина, а очень красивая девочка, и веснушки тебе идут!
ВЕДУЩАЯ: Да и вообще, главная наша красота внутри. Так что не переживай, а иди скорее, найди Петю и поговори с ним.
ДЕВОЧКА (вскакивает со скамейки): Я так и сделаю. Спасибо за совет! (Убегает.)
БОРЯ: Ну а нам пора обратно на корабль.
ВЕДУЩАЯ: Есть, капитан!
(Идут на «корабль».)
ОСТРОВ ОСУЖДЕНИЯ
(Звуки моря.)
БОРЯ (прикладывая руку козырьком): Вижу ещё землю! (Смотрит на карту, с удивлением.) Остров осуждения?! Куда это нас занесло? И что за люди тут живут?
ВЕДУЩАЯ: Да обычные дети, надо думать. К сожалению, они не реже взрослых друг дружку и осуждают, и обсуждают.
БОРЯ: Пойдёмте посмотрим, выясним, что да как.
(Сходят с «корабля», удаляются за кулисы. Выходят Активистки (1)-(4), устанавливая макет дерева, скамейку. Рассаживаются, пантомимой изображают бурную беседу со сплетнями и осуждением. Появляются Боря и Ведущая.)
Здравствуйте, девочки!
(Активистки хмыкают, задирают носы, отворачиваются.)
ВЕДУЩАЯ: Давай я попробую. Доброго дня, девочки!
АКТИВИСТКИ (хором): Здравствуйте!
ВЕДУЩАЯ: Мы гости в вашем городе. Извините, что помешали беседе. Вы так активно обсуждали нечто важное?
АКТИВИСТКА (1): Да, помешали, но мы не в обиде.
АКТИВИСТКА (2): Мы — Активистки, и у нас тут собрание.
АКТИВИСТКА (3): Каждый день встречаемся и обсуждаем близких и знакомых.
БОРЯ: Нашли чем в парке заниматься. В парках отдыхают, а не обсуждают…
АКТИВИСТКА (4): А если они этого заслуживают?
Тронь ее нечаянно –
Сразу: — Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
<…>
А.Л. Барто.
Сонечка
(Декламирует до слое «Сговорились мальчики…».)
АКТИВИСТКА (1): А как вам такой «отличник»? (Декламирует стихотворение А.Л. Барто «Жил на свете Ванечка».)
АКТИВИСТКА (2): Это что! У меня ещё покруче история!
Синенькая юбочка.
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
<…>
А.Л. Барто.
Любочка
(Декламирует стихотворение до конца.) Такая двуличная особа! С трудом заставляю себя с ней дружить.
АКТИВИСТКА (3): Возмутительно! Но куда ей до моего братца!
Он знает, что такое лесть.
Умеет к деду в душу влезть.
Вот он вздыхает у дверей:
— Ты самый добрый, всех добрей…
Пойдём со мной смотреть зверей!
<…>
А.Л. Барто.
Если вы ему нужны
(Декламирует стихотворение до конца.) Как можно себя так вести? Просила его недавно за себя мусор вынести, так противно было ему улыбаться! Тьфу.
БОРЯ (c возмущением). Да вы сами-то!..
ВЕДУЩАЯ (останавливая его) Подожди, капитан, не кипятись (Активисткам.) Между нами девочками, у меня тоже братец был хитроумный.
Я Володины отметки
Узнаю без дневника
Если брат приходит с тройкой,
Раздается три звонка.
<…>
А.Л. Барто.
Звонки
(Декламирует стихотворение до конца.)
АКТИВИСТКА (4): И что же теперь с этим двоечником?
ВЕДУЩАЯ: Теперь он Владимир Иванович, руководитель крупной компании, папа троих прекрасных детишек.
АКТИВИСТКА (1): Что-то не сходится у вас.
АКТИВИСТКА (2): Как это он стал таким хорошим, если и двойки, и единицы получал?!
ВЕДУЩАЯ: А вот так. Поговорили с ним начистоту. Пала от души посмеялся и твердо сказал, что отныне желает слышать только трезвон! Володя взялся за ум, и с тех пор в доме слышали только четыре или пять звонков. Даже сейчас, когда Володя навещает родителей, они его приход узнают по звонку в квартиру.
И вот что, друзья мои, перестаньте осуждать людей за глаза. Если считаете, что так поступать нельзя, то скажите об этом в лицо. Помогите, посоветуйте, научите…
БОРЯ: …А не шушукайтесь за спиной!
АКТИВИСТКА (3) (подумав): Право, теперь мне стыдно.
АКТИВИСТКА (4): Полагаю, что мы получили хороший урок.
АКТИВИСТКИ (хором): Спасибо! Мы исправимся!
(Прощаются, убегают.)
БОРЯ: Все на борт!
(Идут в «корабль»)
АРХИПЕЛАГ ДОБРАЯ ДУША
(Звуки моря.)
ВЕДУЩАЯ (глядя в подзорную трубу): Прямо по курсу — архипелаг Добрая Душа!
БОРЯ (задумчиво, как бы про себя}: Удивительные стихи у Барто. Прочтёшь эти истории — и хочется прямо сейчас стать лучше. подвиг совершить, что ли…
ВЕДУЩАЯ: Ты прав. С этими стихами легче вести корабль свой жизни, избегая опасностей и неправды. Агния Львовна, как добрая мама или бабушка, мягко приглашает посмотреть на себя со стороны, призывает быть добрее к другим и требовательнее к себе, служить людям.
БОРЯ: Скажете тоже. Мы же ещё дети, мало что можем, не всё умеем.
ВЕДУЩАЯ: Да и не надо всё сразу. Нужно по чуть-чуть, но каждый день. Можешь — помоги, посоветуй, утешь, в конце концов, всё лучше, чем ничего не делать, а лишь рассказывать, как правильно и как надо. Вот сейчас мы причалим к архипелагу Добрая Душа — сам увидишь.
БОРЯ: Интересно. (Командует.) Отдать швартовы! Сходим на берег!
(Выходят из-за макета.)
Фу. ну и жарко тут. Градусов тридцать, не меньше!
(Появляется Вовка — с бумажным веером в руке.)
ВОВКА: С добрым утром!(Протягивает руку Боре.)
БОРЯ (пряча руку за спину): Привет. Что это ты с девчоночьей игрушкой?
ВОВКА: Почему игрушкой? Это веер.
БОРЯ (с возмущением): Фу! Брось сейчас же!
ВЕДУЩАЯ: Боря, ты опять, не разобравшись, сердишься. Ведь это не игрушка, а важная вещь, с помощью которой людям легче дышать стало!
БОРЯ (с презрением): Что за люди? Какая от дамской бирюльки польза?
ВЕДУЩАЯ: А вот послушай.
<…>
…Тридцать градусов с утра
В городе Загорске,
И всё выше, выше ртуть…
Надо сделать что-нибудь,
Что-то сделать надо,
Чтоб пришла прохлада,
Чтоб не вешали носы
Люди в жаркие часы.
Вовка — добрая душа
Трудится в сарае,
Что-то клеит не спеша,
Мастерит, стараясь.
Вовка — добрая душа
Да еще три малыша.
Паренькам не до игры:
Предлагает каждый,
Как избавить от жары
Разомлевших граждан.
<…>
А.Л. Барто.
Жарко (из сборника «Вовка — добрая душа»)
(Декламирует стихотворение до слов «Веера колышутся — // Людям легче дышится».)
БОРЯ (смущаясь): Простите! Я не подумал.
(Боря протягивает руку Вовке. Тот пожимает)
Ты мо-лодец!
ВОВКА: Ну что ты! Это же так интересно — делать людям добро, чувствовать себя чародеем, правда?
БОРЯ: Да, мне иной раз так хотелось бы иметь волшебную палочку!
ВОВКА: Зачем же палочка? У нас руки есть и ноги, будем ими пользоваться на благо людям.
БОРЯ: Согласен! (Решительно.) Прямо сейчас вернёмся домой — и начну добро творить.
ВОВКА: В добрый путь! (Уходит.)
(Боря и Ведущая входят в «корабль»)
БОРЯ: Пора нам возвращаться. Поднять якоря!
(Звуки моря.)
ВЕДУЩАЯ: Что ж, дорогие ребята! Наш поэтический круиз подходит к концу.
(Сходят с «корабля».)
БОРЯ: И это немного грустно.
ВЕДУЩАЯ: Нечего расстраиваться! Во время нашего путешествия мы почитали лишь некоторые стихи замечательной поэтессы Агнии Львовны Барто — о вечных ценностях, о том, что хорошо, а что не очень. И множество прекрасных стихов и открытий ждут нас впереди!
БОРЯ: Я понял, что Агния Барто в своих произведениях не только веселит читателей, но и учит смеяться над тем, что по-настоящему смешно, и сопереживать тому, кто заслуживает сочувствия.
ВЕДУЩАЯ: Вот-вот! Именно поэтому её стихи интересны до сих пор и, наверное, не потеряют своей актуальности ещё многие годы!
БОРЯ: Ведь эти истории помогают нам творить добро, не унывать, не врать, не трусить!
ВЕДУЩАЯ: Конечно! Хорошая книга способна научить всем этим премудростям не хуже, чем самый лучший наставник. (Детям.) Поэтому мой вам совет, ребята: не забывайте хорошие книги, которые прочитаете сейчас, в детстве. Возвращайтесь к ним, перечитывайте почаще. Вы удивитесь, но каждый раз читать их будет все интереснее!
БОРЯ: Ну а теперь до свидания, друзья!
ВЕДУЩАЯ: До новых встреч, дорогие ребята!
(Общий выход и поклон всех участников. Окончание мероприятия.)