Skip to main content

«Экологическое ассорти» игра для детей 5-6 классов (из опыта работ детского отдела Усть-Алданской ЦБС)

0
(0)

Подготовка: 2 столика для команд, класс оформлен изображениями птиц, цветов, животных, насекомых; 1 столик для ведущей; лототрон или диск, состоящий из 5 секторов, каждый сектор состоит из 5 делений. На столе ведущей находится 6 конвертов разных цветов: красного, зеленого, синего, желтого, белого и черного. Для проведения данной игры также необходимы 2 кубика: 1 кубик с цифрами (от 1 до 6), т.е. с №-рами вопросов, 2 кубика – с цветом сектора. В 6-ти конвертах находятся карточки с вопросами, причем цвет конверта определяет цвет сектора:

Зеленый – о растениях,

Красный – о животных,

Синий – о птицах,

Желтый – о насекомых,

Белый – вопрос фотозагадки, вопрос рисунки

Черный – экологическая ситуация.

 

 

Сценарий проведения.

Ведущий: Ребята, сегодня с вами мы поиграем в игру, которая называется «Экологическое ассорти». Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете природу. В данной игре победит тот, кто действительно знает жизнь зверей, растений, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя на природе, готов ее оберегать.

Для начала я вас познакомлю с правилами игры. Игра состоит из трех этапов: в I этапе вы будете вы будете пользоваться этими двумя кубиками и отвечать на вопросы, которые находятся внутри этих 6- ти конвертов. Здесь вам дается для обсуждения 30 секунд. За каждый правильный ответ команда получит по 1-му очку.

 

 

 

 

Во П-м этапе вопросы будут задаваться каждому участнику отдельно, совещаться с другими членами своей команды запрещается. Участник, которому предстоит ответить на вопрос должен сам выбрать себе вопрос с помощью лототрона. За каждый правильный ответ командам дается по 2 очка.

В последнем III-м этапе этой игры командам за одну минуту нужно ответить на большее количество блиц-вопросов. Если команда, которая отвечает, не знает ответа, то говорит «не знаю» или «дальше». В этом этапе на сколько вопросов правильно ответите, столько очков и получите.

 

Примерные вопросы:

 

I этап:                Вопросы  к  зеленому   сектору    (о растениях):

  1. Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет? (На срубе четко видны годовые кольца. Сколько колец, столько лет)
  2. Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива)
  3. Красавица русского леса. (Береза)
  4. Из зерен этого растения готовят вкусные хлопья и попкорны. О каком растении идет речь? (Кукуруза)
  5. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за цветами? (Они закрывают свои венчики)

Вопросы синего сектора (о птицах):

  1. 3агадать одну загадку о какой – нибудь птице.

(Команды задают их друг другу)

2. Птица, которую можно научить говорить. (Попугай)

3. В нашей стране живут только 2 вида из этой птицы: белый и черный. О какой птице идет речь? (Журавль)

4. Как летят утки? (Они летят косой линией: каждая чуть с боку и немного ниже впереди летящей)

5. Какие птицы являются «соединительным звеном» между утками и лебедями? (Гуси)

Вопросы красного сектора (о животных):

  1. Какому зверю построен памятник в городе Якутске? (Мамонту – Институт мерзлотовединия)
  2. Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
  3. Куда зайцу бежать удобнее, с горы или в гору? (У зайца передние ноги короткие, а задние длинные, легче бежать в горы, с горы он катится кубарем)
  4. Продолжите пословицу: «Сколько волка не корми, он » (….он все в лес смотрит)
  5. Какой пушной зверек, завезенный, из Канады живет в Якутии? (Ондатра)

Вопросы белого сектора (вопросы фото – загадки, вопросы иллюстрации, вопросы рисунки)

  1. 0 каких настоящих животных думал художник? (лось, слон, сом, тигр, кабан)
  2. С кого снята эта тень? (Улитка)
  3. Из фрагментов, каких животных состоит это существо? (Северный олень, носорог, зебра, белый медведь, лошадь)
  4. С какого хищного животного эта тень? (Медведь)
  5. Из каких животных собрано это существо? (Панда, баран, муравьед, верблюд, крокодил, тигр, жираф, лев, леопард, летучая мышь)

Вопросы желтого сектора (о насекомых)

  1. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все
  2. ходы)
  3. Почему насекомых так называют? (От слова «насекать» – у них на брюшке насечки – кэрдиис)
  4. 3ачем кузнечику сабля? (Сабли имеют только самки. По ней они откладывают яйца)
  5. Чем питается бабочка? (Нектаром от цветов)
  6. Для чего некоторым насекомым нужна яркая окраска? (Предупреждает: «Я противная»)

Вопросы черного сектора (ситуации)

  1. Гуляя с родителями по лесу, Света и Алеша увидели большой муравейник.

-Давайте посмотрим, что внутри муравейника – сказал Алеша.

-Давайте, – с интересом ответила Света.

-Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала. -Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что…

Вопрос: Что сказали бы муравьи?

-Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

-Что ты делаешь? – спросила бабушка.

-Пчел прогоняю, они цветы жалят,- ответил Олег.

Старушка улыбнулась и подозвав к себе мальчика, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

-А я и не знал об этом.

Вопрос: Что рассказала Олегу старушка?

3)Сережа рассказал о том, что когда они гуляли с отцом по лесу, то развели костер и пекли картошку. Потом отец залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.

Вопрос: Как убедить отца Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя?

Ответ: Кострище в лесу не зарастает в течении 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет, полиэтиленового пакета- 200 лет.

Телеграмма от дятла

4) «Мне нужна помощь Срочно Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют все подрят. Зимой они сидели в земле-2 метра вглубь запрятались, а сейчас напали на деревья. Я работаю за двоих, но все равно не справляются – их много. Нужна срочная помощь, передайте это ребятам. Срочно!»

Вопрос: Какие ответы вы пошлете на эту телеграмму? Какую помощь можете оказать?

Телеграмма от зеленых друзей.

5) «Мы первая зелень и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам! Это очень больно, когда тебя ломают. Очень!»

Вопрос:       Какие    ответы    вы    пошлете    на   эту     телеграмму?    Какую помощь можете оказать?

II тур: Вопросы к зеленому сектору 

  1. Какие деревья и зимой остаются зелеными? (Ель и сосна-бэс)
  2. Какая ягода бывает и черной и красной? (Смородина)
  3. Отгадать загадку: «Без головы, а в шляпе, одноног, но без сапог?» (Гриб)
  4. Отгадать загадку: «Какая красавица раз в году наряжается?» (Ель)
  5. В Якутии, какой цветок первым занесен в Красную книгу? (Лилия пенсельванская-сардана)

Вопросы синего сектора

  1. Какая птица подбрасывает свое яйцо в другие гнезда? (Кукушка) (Чтобы управлять полетом и чтобы держаться на деревьях, т.к. хвост держит равновесие)
  2. Кто бежит задними ногами вперед? (Заяц)
  3. Чем еж на медведя похож? (Спит зимой)
  4. Чем питается медведь, когда спит в берлоге? (Запасом жира)
  5. У кого из животных есть сумка? (У кенкуру)
  6. Какая птица не спит ночью? (Сова)
  7. Может медведь зимой потолстеть? (Нет, зимой медведь спит)
  8. Сколько крыльев у жука? (Четыре)
  9. Родилась в воде, живет на земле. Кто это? (Лягушка)
  10. Наука о растениях. (Ботаника)
  11. Чем стрекочет кузнечик? (Трет ногой о крыло)
  12. Красавица русского леса? (Береза)
  13. Кого осенью спасла Дюймовочка? (Ласточка)
  14. Кто спиной яблоки собирает? (Еж)
  15. Лошадь в тельняшке. (Зебра)
  16. Детеныш лошади. (Жеребенок)
  17. Дождевик есть плащ, а есть и … (Гриб)
  18. Лысеющий на ветру цветок. (Одуванчик)
  19. Что находится в гнездах у птиц? (Птенцы)
  20. Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождливой)
  21. Может ли оса взлететь на небеса? (Да)
  22. Вставьте пропущеное слово: «Возьми…за рога» (Быка)
  23. Детеныш овцы. (.Ягненок)
  24. Единица счета по осени. (Цыплята-«Цыплят по осени считают»)
  25. Кто спас «Муху-Цокотуху»? (Комар)
  26. В кого превратился «Гадкий утенок»? (В лебедя)
  27. Верхний слой земли, в котором растут растения? (Почва)
  28. Серая, с хвостом, боится кошек. (Мышь)
  29. Насекомое, которое живет у воды, а пьет кровь? (Комар)
  30. Плетет сети для мух, а не для рыб. (Паук)
  31. Мама ягненка. (Овца)
  32. У какого дерева ствол белый? (Береза)
  33. Название, какого растения говорит, где оно живет? (Подорожник)
  34. Сколько ног у паука. (Восемь)
  35. Зачем страус голову в песок прячет? (В санитарно-профилактических целях: закрыв, свои большие глаза и опустив гололву в песок, он ждет (сколько вытерпит), пока погибнут, или сбегут с головы все паразиты)
  36. Почему у журавля 1 птенец?
  37. Пингвин-птица или нет? (Птица)
  38. Какая птица не спит ночью? (Сова)
  39. Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождем)
  40. Отгадать загадку: «Кто на дереве сидит, дырку в дерево долбит, насекомых достает, этим целый день живет?» (Дятел)

Вопросы красного сектора:

  1. Назовите животное наших лесов, похожее на кошку? (Рысь)
  2. Какой хищный зверь падок до малины? (Медведь)
  3. Какие животные спят зимой? (Медведь, еж)
  4. Отгадать загадку: «Не портной, а с иголками не расстается» (Еж)
  5. Кто родился с бородой? (Козел)

Вопросы белого сектора:

  1. С какого дерева лист?       (Береза)
  2. Какое время года изображено на данном рисунке? (Весна)
  3. Что за птица? (Ворона)
  4. С какого дерева ветка (Ель)
  5. Что за птица? (Голубь)

Вопросы желтого сектора:

  1. Какую пользу приносят черви? (Рыхлют землю)
  2. Отгадать загадку: «Не зверь, не птица, носок как спица.
  3. Летит-кричит, сядет – молчит?» (Комар)
  4. Сколько ног у паука? (Восемь)
  5. У кого уши на ногах? (У кузнечика)
  6. Отгадать загадку: «Два рога – а не бык, шесть ног без копыт Летит, так воет, сядет – землю роет»? (Жук)

111 этап: Блиц-вопросы

  1. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
  2. Для чего птице хвост? (Они откладывают по 2 яйца, но птенец у них остается 1, т.к. вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьет другого)
  3. Кто полгода живет без обеда? (Тот, кто зимой впадает в спячку)
  4. Какой гриб носит название лесного хижного зверя? (Лисичка)
  5. Как называется изменение густоты и окраски у животных? (Линька)
  6. Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние? (Одинаковые)
  7. Где раки зимуют? (Под водой, под корягами)
  8. Трава, которую могут узнать на ощупь даже слепые? (Крапива)
  9. Что означает «плачь» березы весной? (Сожовыделение)
  10. Какое животное почти все время живет под землей? (Крот)
  11. Полосатое, непарнокопытное животное-обитатель саванн.(Зебра)
  12. Детеныш кошки. (Котенок)
  13. Как звали лису из сказки о Буратино? (Алиса)
  14. Предводитель стаи волков из сказки о Маугли. (Акела)
  15. Лиственное дерево с белой корой. (Береза)

Список использованой литературы:

  1. Педсовет-2001-№4-С.
  2. Клепина З.А Дневник наблюдений над природой и трудовой деятельности) человека./Учеб. изд. для 1 кл.-М.: Просвещение.-1990.
  3. Свирель.-2001
  4. Муравейник.-2000-2001
  5. Тошка.-2001.

Аянитова А.Е., библиотекарь Центральной детской библиотеки

Детский отдел Усть -Алданской ЦБС

2003 г.

Насколько вам понравилась публикация?

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.