Подготовка: 2 столика для команд, класс оформлен изображениями птиц, цветов, животных, насекомых; 1 столик для ведущей; лототрон или диск, состоящий из 5 секторов, каждый сектор состоит из 5 делений. На столе ведущей находится 6 конвертов разных цветов: красного, зеленого, синего, желтого, белого и черного. Для проведения данной игры также необходимы 2 кубика: 1 кубик с цифрами (от 1 до 6), т.е. с №-рами вопросов, 2 кубика – с цветом сектора. В 6-ти конвертах находятся карточки с вопросами, причем цвет конверта определяет цвет сектора:
Красный – о животных,
Синий – о птицах,
Желтый – о насекомых,
Белый – вопрос фотозагадки, вопрос рисунки
Черный – экологическая ситуация.
Сценарий проведения.
Ведущий: Ребята, сегодня с вами мы поиграем в игру, которая называется «Экологическое ассорти». Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете природу. В данной игре победит тот, кто действительно знает жизнь зверей, растений, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя на природе, готов ее оберегать.
Для начала я вас познакомлю с правилами игры. Игра состоит из трех этапов: в I этапе вы будете вы будете пользоваться этими двумя кубиками и отвечать на вопросы, которые находятся внутри этих 6- ти конвертов. Здесь вам дается для обсуждения 30 секунд. За каждый правильный ответ команда получит по 1-му очку.
Во П-м этапе вопросы будут задаваться каждому участнику отдельно, совещаться с другими членами своей команды запрещается. Участник, которому предстоит ответить на вопрос должен сам выбрать себе вопрос с помощью лототрона. За каждый правильный ответ командам дается по 2 очка.
В последнем III-м этапе этой игры командам за одну минуту нужно ответить на большее количество блиц-вопросов. Если команда, которая отвечает, не знает ответа, то говорит «не знаю» или «дальше». В этом этапе на сколько вопросов правильно ответите, столько очков и получите.
Примерные вопросы:
I этап: Вопросы к зеленому сектору (о растениях):
- Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет? (На срубе четко видны годовые кольца. Сколько колец, столько лет)
- Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива)
- Красавица русского леса. (Береза)
- Из зерен этого растения готовят вкусные хлопья и попкорны. О каком растении идет речь? (Кукуруза)
- Как узнать о приближении дождя, наблюдая за цветами? (Они закрывают свои венчики)
Вопросы синего сектора (о птицах):
- 3агадать одну загадку о какой – нибудь птице.
(Команды задают их друг другу)
2. Птица, которую можно научить говорить. (Попугай)
3. В нашей стране живут только 2 вида из этой птицы: белый и черный. О какой птице идет речь? (Журавль)
4. Как летят утки? (Они летят косой линией: каждая чуть с боку и немного ниже впереди летящей)
5. Какие птицы являются «соединительным звеном» между утками и лебедями? (Гуси)
Вопросы красного сектора (о животных):
- Какому зверю построен памятник в городе Якутске? (Мамонту – Институт мерзлотовединия)
- Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
- Куда зайцу бежать удобнее, с горы или в гору? (У зайца передние ноги короткие, а задние длинные, легче бежать в горы, с горы он катится кубарем)
- Продолжите пословицу: «Сколько волка не корми, он » (….он все в лес смотрит)
- Какой пушной зверек, завезенный, из Канады живет в Якутии? (Ондатра)
Вопросы белого сектора (вопросы фото – загадки, вопросы иллюстрации, вопросы рисунки)
- 0 каких настоящих животных думал художник? (лось, слон, сом, тигр, кабан)
- С кого снята эта тень? (Улитка)
- Из фрагментов, каких животных состоит это существо? (Северный олень, носорог, зебра, белый медведь, лошадь)
- С какого хищного животного эта тень? (Медведь)
- Из каких животных собрано это существо? (Панда, баран, муравьед, верблюд, крокодил, тигр, жираф, лев, леопард, летучая мышь)
Вопросы желтого сектора (о насекомых)
- Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все
- ходы)
- Почему насекомых так называют? (От слова «насекать» – у них на брюшке насечки – кэрдиис)
- 3ачем кузнечику сабля? (Сабли имеют только самки. По ней они откладывают яйца)
- Чем питается бабочка? (Нектаром от цветов)
- Для чего некоторым насекомым нужна яркая окраска? (Предупреждает: «Я противная»)
Вопросы черного сектора (ситуации)
- Гуляя с родителями по лесу, Света и Алеша увидели большой муравейник.
-Давайте посмотрим, что внутри муравейника – сказал Алеша.
-Давайте, – с интересом ответила Света.
-Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала. -Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что…
Вопрос: Что сказали бы муравьи?
-Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.
-Что ты делаешь? – спросила бабушка.
-Пчел прогоняю, они цветы жалят,- ответил Олег.
Старушка улыбнулась и подозвав к себе мальчика, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.
-А я и не знал об этом.
Вопрос: Что рассказала Олегу старушка?
3)Сережа рассказал о том, что когда они гуляли с отцом по лесу, то развели костер и пекли картошку. Потом отец залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.
Вопрос: Как убедить отца Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя?
Ответ: Кострище в лесу не зарастает в течении 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет, полиэтиленового пакета- 200 лет.
Телеграмма от дятла
4) «Мне нужна помощь Срочно Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют все подрят. Зимой они сидели в земле-2 метра вглубь запрятались, а сейчас напали на деревья. Я работаю за двоих, но все равно не справляются – их много. Нужна срочная помощь, передайте это ребятам. Срочно!»
Вопрос: Какие ответы вы пошлете на эту телеграмму? Какую помощь можете оказать?
Телеграмма от зеленых друзей.
5) «Мы первая зелень и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам! Это очень больно, когда тебя ломают. Очень!»
Вопрос: Какие ответы вы пошлете на эту телеграмму? Какую помощь можете оказать?
II тур: Вопросы к зеленому сектору
- Какие деревья и зимой остаются зелеными? (Ель и сосна-бэс)
- Какая ягода бывает и черной и красной? (Смородина)
- Отгадать загадку: «Без головы, а в шляпе, одноног, но без сапог?» (Гриб)
- Отгадать загадку: «Какая красавица раз в году наряжается?» (Ель)
- В Якутии, какой цветок первым занесен в Красную книгу? (Лилия пенсельванская-сардана)
Вопросы синего сектора
- Какая птица подбрасывает свое яйцо в другие гнезда? (Кукушка) (Чтобы управлять полетом и чтобы держаться на деревьях, т.к. хвост держит равновесие)
- Кто бежит задними ногами вперед? (Заяц)
- Чем еж на медведя похож? (Спит зимой)
- Чем питается медведь, когда спит в берлоге? (Запасом жира)
- У кого из животных есть сумка? (У кенкуру)
- Какая птица не спит ночью? (Сова)
- Может медведь зимой потолстеть? (Нет, зимой медведь спит)
- Сколько крыльев у жука? (Четыре)
- Родилась в воде, живет на земле. Кто это? (Лягушка)
- Наука о растениях. (Ботаника)
- Чем стрекочет кузнечик? (Трет ногой о крыло)
- Красавица русского леса? (Береза)
- Кого осенью спасла Дюймовочка? (Ласточка)
- Кто спиной яблоки собирает? (Еж)
- Лошадь в тельняшке. (Зебра)
- Детеныш лошади. (Жеребенок)
- Дождевик есть плащ, а есть и … (Гриб)
- Лысеющий на ветру цветок. (Одуванчик)
- Что находится в гнездах у птиц? (Птенцы)
- Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождливой)
- Может ли оса взлететь на небеса? (Да)
- Вставьте пропущеное слово: «Возьми…за рога» (Быка)
- Детеныш овцы. (.Ягненок)
- Единица счета по осени. (Цыплята-«Цыплят по осени считают»)
- Кто спас «Муху-Цокотуху»? (Комар)
- В кого превратился «Гадкий утенок»? (В лебедя)
- Верхний слой земли, в котором растут растения? (Почва)
- Серая, с хвостом, боится кошек. (Мышь)
- Насекомое, которое живет у воды, а пьет кровь? (Комар)
- Плетет сети для мух, а не для рыб. (Паук)
- Мама ягненка. (Овца)
- У какого дерева ствол белый? (Береза)
- Название, какого растения говорит, где оно живет? (Подорожник)
- Сколько ног у паука. (Восемь)
- Зачем страус голову в песок прячет? (В санитарно-профилактических целях: закрыв, свои большие глаза и опустив гололву в песок, он ждет (сколько вытерпит), пока погибнут, или сбегут с головы все паразиты)
- Почему у журавля 1 птенец?
- Пингвин-птица или нет? (Птица)
- Какая птица не спит ночью? (Сова)
- Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождем)
- Отгадать загадку: «Кто на дереве сидит, дырку в дерево долбит, насекомых достает, этим целый день живет?» (Дятел)
Вопросы красного сектора:
- Назовите животное наших лесов, похожее на кошку? (Рысь)
- Какой хищный зверь падок до малины? (Медведь)
- Какие животные спят зимой? (Медведь, еж)
- Отгадать загадку: «Не портной, а с иголками не расстается» (Еж)
- Кто родился с бородой? (Козел)
Вопросы белого сектора:
- С какого дерева лист? (Береза)
- Какое время года изображено на данном рисунке? (Весна)
- Что за птица? (Ворона)
- С какого дерева ветка (Ель)
- Что за птица? (Голубь)
Вопросы желтого сектора:
- Какую пользу приносят черви? (Рыхлют землю)
- Отгадать загадку: «Не зверь, не птица, носок как спица.
- Летит-кричит, сядет – молчит?» (Комар)
- Сколько ног у паука? (Восемь)
- У кого уши на ногах? (У кузнечика)
- Отгадать загадку: «Два рога – а не бык, шесть ног без копыт Летит, так воет, сядет – землю роет»? (Жук)
111 этап: Блиц-вопросы
- Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
- Для чего птице хвост? (Они откладывают по 2 яйца, но птенец у них остается 1, т.к. вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьет другого)
- Кто полгода живет без обеда? (Тот, кто зимой впадает в спячку)
- Какой гриб носит название лесного хижного зверя? (Лисичка)
- Как называется изменение густоты и окраски у животных? (Линька)
- Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние? (Одинаковые)
- Где раки зимуют? (Под водой, под корягами)
- Трава, которую могут узнать на ощупь даже слепые? (Крапива)
- Что означает «плачь» березы весной? (Сожовыделение)
- Какое животное почти все время живет под землей? (Крот)
- Полосатое, непарнокопытное животное-обитатель саванн.(Зебра)
- Детеныш кошки. (Котенок)
- Как звали лису из сказки о Буратино? (Алиса)
- Предводитель стаи волков из сказки о Маугли. (Акела)
- Лиственное дерево с белой корой. (Береза)
Список использованой литературы:
- Педсовет-2001-№4-С.
- Клепина З.А Дневник наблюдений над природой и трудовой деятельности) человека./Учеб. изд. для 1 кл.-М.: Просвещение.-1990.
- Свирель.-2001
- Муравейник.-2000-2001
- Тошка.-2001.
Аянитова А.Е., библиотекарь Центральной детской библиотеки
Детский отдел Усть -Алданской ЦБС
2003 г.