Skip to main content

Исценировки якутской сказки «Девять сестер»

0
(0)

 

ОПИСАНИЕ ИНСЦЕНИРОВКИ ЯКУТСКОЙ СКАЗКИ « ДЕВЯТЬ СЕСТЕР»
План:
1. Подготовительная работа.
а) Оформление зала, изготовление элементов костюмов
б) Книжная выставка по краеведению
в) Выставка предметов якутского традиционного быта, культуры
2. Беседа по теме: «Преданья старины глубокой» ( о традициях, обычаях, фольклоре якутского народа)
3. Инсценировка сказки
4. Осуохай дружбы
Оформление зала должно соответствовать национальному якутскому колориту. Изготовить красочную декорацию с изображением природы родного края, якутского балагана, камелька в нем. Оформить выставку предметов традиционного якутского быта, утвари: разнообразные деревянные чороны, ковши, берестяные туески, мутовки и т.д.
Действующие лица представления: 9 девочек, старик со старухой, медведь, муравей, ворон, серая чайка, коршун, белка, чайка-мартышка (вертлявая), ящерица, удалой молодец – уранхай-саха.
Заранее заготовить предметы: щит для молодца, кожаный мешок «симир», муляжи печеной рыбы и др.
Перед началом представления ведущий в якутском национальном костюме проводит небольшую беседу по теме: «Преданья старины глубокой», где знакомит детей с традициями, обычаями, культурой
якутского народа. Рассказывает об ысыахе, олонхо, олонхосутах, знакомит их с предметами якутского быта, домашней утвари, показывает им древний якутский музыкальный инструмент хомус, играет на нем.

Примерный текст беседы.
В конце июня по всей Якутии проводятся веселые народные празднества-ЫСЫАХ. Этот праздник якутов имеет очень древнее происхождение, уходит своими корнями в старину. Как же раньше в старину якуты отмечали этот праздник?
Якуты считают ысыах праздником обновления природы. Природа после долгой зимней спячки в это время года оживала и одевалась в зеленый наряд. У кобылицы рождались маленькие жеребята и хозяйки изготовляли из кобыльего молока свежий, вкусный напиток – кумыс.
В древности якуты верили, что на небе живет главное божество – создатель людей Юрюнг Айыы Тойон ( Светлый создатель господин).
А еще на небе есть божества, дарующие людям лошадей, и рогатый скот. Этим божествам и молились в первую очередь на ысыахе, угощали божества кумысом, а главному божеству Юрюнг Айыы Тойону дарили белую лошадь. Этот обряд совершал шаман. Он кропил кумысом огонь, рассказывал о своем хождении по небесам, просил у богов счастье, богатства, всеобщего благополучия. В старину якуты одухотворяли все огружающее, считали, например, что лес, озера, травы, цветы – все имеет душу. Поэтому на ысыахе кропили кумысом березки, угощая духа-хозяйку Земли. Затем угощали духа-хозяина глубоких вод, духа – хозяина темного леса (Баай – Байаная), духов – хозяев трав и цветов. Такое кропление кумысом было одним из главных действий на празднике.
Отсюда и произошло само название праздника «Ысыах», от слова «ысыахтаа», что значит «окроплять», «опрыскивать».
После совершения этого обряда начинался большой, веселый народный праздник. В старину делали много кумыса. Я уже говорила, что кумыс делают из кобыльего молока, которое сливают в кожаный мешок «симир» (показываем мешок), подвешенный к потолку. Добавляли закваску и в течении нескольких дней помешивали мутовкой, т.е. «ытык» или «хамсатар» ( показываем предметы). Каждый входящий в юрту не считал за труд несколько раз крутнуть ее в симире. Кумыс разливали по ЧОРОНАМ – деревянным резным кубкам. Чорон был любимым и обязательным предметом в жизни каждого якута, особенно необходимым на праздниках. С чороном встречают гостей, чорон подносили молодым на свадьбе, делали свои необычные кубки из куска березы, потому что березовая древесина мягкая, ее легко резать. Чтобы чорон получился крепким, влагостойким, его кипятят в молоке, настое березовой коры. У якутов не было раньше токарного станка и порой мастерили они свои чороны одним кривым ножом «иэт». Но своим нехитрым инструментом якутские мастера владели легко и свободно, и как вы сами видите творили чудеса. Каждый узор на чороне имел свое особое
значение. Чем больше узорных ярусов, тем больше почета. Ысыах открывали чороном с 9 -ярусным узором. Кумысом угощали всех гостей и присутствующих на празднике. Потом начинали водить хороводы на лугу – ОСУОХАИ, тешились борьбой, стрельбой из лука. Победителей награждали большим отварным куском мяса и дарили чорон с кумысом.
А поздно ночью или светлой ночью устраивали конские скачки. И в наши дни праздник «ысыах» отмечается по всей Якутии. Но он стал уж несколько другим. Люди давно отказались от веры в добрые божества Айыы, в различных духов. Ысыах стал праздником дружбы, национальной культуры.
В старину одним из обязательных атрибутов праздника «ысыах» было состязание олонхосутов. Что же такое ОЛОНХОСУТ?
Олонхо – это древние героические сказания якутов.
Олонхосут – это певец олонхо. Олонхосут мог петь олонхо от одного до десяти суток с перерывами лишь на еду и сон. Он то говорил, то пел на разные голоса, мимикой, выражением своего лица изображая своих героев. Никто не знает и знать не может, сколько было олонхо, потому что они передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. При этом одни забывались, другие продолжали жить, и снова создавались новые олонхо. Хочу вас познакомить с древним якутским музыкальным инструментом ХОМУСОМ. Он очень простой и маленький. С пианино конечно не
сравнишь. Но ведь великое всегда устроено просто. Вот, смотрите, хомус состоит из ободка лирообразной формы и пластинчатого язычка с загнутым концом. Вот и весь инструмент. Но как он красиво звучит. Он воспет народом в песнях и легендах. В былые времена в любой даже бедной якутской семье был хомус. Играли на нем и стар и млад. Хомус делали самые искусные мастера. Играть на хомусе легко и просто, но в рождении звука принимают участие легкие, глотка, зубы, язык, небо, пальцы рук.
И может быть поэтому звук его не похож ни на какой другой инструмент. Вот посмотрите и послушайте как он звучит. Приемов игры на хомусе множество. Хомус может имитировать пение
жаворонка, соловь, орлиный клекот, запеть по гусиному и т.д.
Хомус в прошлом и сейчас широко используется у многих народов, так в России он назывался «дырдла», немцы называют его «зингель-кугель», чехи – “дромбут», украинцы «дрымба», киргизы «тимиркобуз», узбеки «чанг – кобуз».
В настоящее время хомус совершентсвуется. Мастера умельцы находят различные способы усиления звука хомуса. У нас, у якутов, как и у других народов, много сказок, легенд, предани
загадок, пословиц, поговорок. Якутский сказочный фольклор имеет много схожего со сказками других народов. Сказки делятся на 3 вида: о животных, волшебные или фантастические, сказки бытового содержания. Сегодня мы вам покажем волшебную сказку о том, как 9 сестер – выросшие неумехами, привыкшие жить на всем готовом, превратились в животных.
Это поучительная сказка. И лишь младшая из них Туллук-пуночка, пыталапсь что-то делать и осталась в человечьем обличье. •

Добро пожаловать в мир якутской сказки, дорогие ребята!

Инсценировка сказки:
Сказочница : Давным- давно на самом краю земли жили-были старик со старухой. Растили они 9 дочерей.
(На сцене появляются девочки. Проходят перед зрителями ( медленно, зевают, сонные)
Старуха весь день напролет латала одежду дочек и мужа, готовила еду да кормила немалую семью. ( Старуха сидит на лавке, штопает одежду)
А старик спешил с зорькой в тайгу на охоту или шел рыбачить вершами и озеро – добывал пропитание. (Старик идет на охоту, за спиной мешок)
Сказочница : Кроме этого труда, ничего они в жизни не видели. Шли годы. А дочки не торопились родителям помогать. От труда непосильного и возраста преклонного стала старуха болеть, иссох,
сгорбился старик, не мог по-прежнему промышлять. Подошла к концу жизнь старика со старухой. Вскоре они умерли. И тут то выяснилось, что 9 дочерей ничего не умеют. Ни к какой работе
не приучены, привыкли за долгие годы жить на всем готовом. Единственная из них, младшая Туллук-пуночка пыталась что-то делать, но глядя на леность сестер, не стала большой мастерицей во всем
После смерти родителей они стали ждать, а чего, не ведомо. ( Девочки сидят на лавках, лежат на кровати, ходят без дела)
Просидели несколько дней впроголодь, уж и животы к спинам прилипли и дух едва в теле держался, ждали.
Однажды утром они стали горевать и сетовать.
1 сестра: – Да лучше бы мы зверями или птицами родились. Жили бы себе беззаботно, безбедно.
Туллук-пуночка ( младшая): Нет, не хочу я быть ни зверем, ни птицей.
2 сестра: – Человек всю жизнь работает, терпит невзгоды да муки, а звери и птицы об этом не знают.
1 сестра: – Я бы хотела в медведя превратиться. Толстой и жирной стала, всю зиму спала бы себе в берлоге, а если бы женщину в тайге встретила, не тронула бы.
Сказочница: И сказав эти слова она превратилась в медведя, довольно урча, побрела в тайгу. И правду она сказала: С той поры, если женщина на тропе встретит медведя и успеет распустить волосы, и обнажить грудь то не трогает он ее, принимает за родню свою, отпускает с миром.
( Медведь уходит из юрты)
2 сестра: – А я не хочу быть большим и грозным зверем, лучше стану муравьем и буду летом бродить на воле, а зимой спать.
Сказочница: И превратилась она в муравья. Потому то говорят, муравьи свое муравьиное молочко копят, и женщин летом не кусают, помнят с ними родство.
(Муравей уходит)
3 сестра: – Не хочу быть ни медведем, ни муравьем, хочу стать птицей!
Сказочница: Тут же обратилась в ворону. Говорят, она и человеком была жадным, ну и птицей осталась такой же алчной и ненасытной.
СВорона каркает, уходит)
4 сестра: – Я стану чайкой, всегда на воде буду, как отец буду рыбу ловить. А зимой в теплые края улечу.
Сказочница: И стала она серой чайкой (Крыльями машет, уходит)
5 сестра: – Я тоже хочу летать. Но мне больше нравиться быть коршуном. Потому что над землей парит он выше всех, все видит, любой опасности и погибели может легко избежать. И тоже в теплых краях зимует.
Сказочница: Заклекотав, превратилась она в коршуна
( Коршун машет крыльями и уходит)
6 сестра: – А я не хочу быть лесным зверем и птицей тоже. Почему улетать на юг, чтобы назад возвращаться и столько сил тратить. Лучше я стану белкой. И буду жить на одном месте.
Сказочница: Превратилась она в белку-литягу и помчалась к лиственнице.
7 сестра: – Я хочу быть поближе к сестрам, стану-ка я тоже чайкой.
Сказочница: А надо сказать, что была она девочкой хилой, с тонкими ручками, ножками, визгливым голосом, но резкой в движениях. И стала потому маленькой и вертлявой чайкой-мартышкой.
8 сестра: – (Озадаченно говорит) – Все разобрали, ничего мне не оставили. Стать бы мне какой нибудь земной тварью, чтоб любила и холод, и сырость, и грязь. И чтоб зимой спала и ничего не знала, ни
морозов, ни метелей. ( Призадумалась, а потом стукнула себя по лбу):

– Нашла, вспомнила! Лягушкой буду! У нее же кровь холодная, ей и летом не жарко, и зимой хорошо.
Сказочница: Превратилась она в лягушку, заквакала и заковыляла к луже, (воде)- Только 9-я, самая младшая сестра, слушала своих старших сестер и осуждала:
9 сестра: – Нет, я – дитя человека, а потому всю жизнь проживу и умру человеком. Став иной тварью, ни доброго имени, ни высокой славы не достигну.
Сказочница: Промолвила она эти слова и тут же перед ней оказался удалой молодец, лучший из якутов-уранхайцев.
( Подходит к младшей сестре – Тулук, берет за руки)
Вместе: Уруй айхал!
Нарын наскыл!
Да будет зелень!
Да будет мир!
Радость и счастье всем!
Сказочница: Взялись они за руки и вошли в дом отца и матери. Стали в нем жить богато, в изобилии, народили множество детей, от которых пошло несколько поколений якутов. А остальные девушки,
отказавшись от жизни человеческой, по сию пору живут и размножаются в том виде, в каком пожелали быть. Может они и жалеют об этом, но только никому печали их неведомы.
До сих пор в летнюю пору якуты, потомки Туллук-пуночки собираются на праздник обновления природы, встречи нового года, набирают силу, здоровье на весь год, поют и танцуют осуохай.
( Дети становятся в круг поют и танцуют осуохай)

Насколько вам понравилась публикация?

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.