Состязания в суровом краю эвенов
Для детей 8 – 10 лет.
Отправиться в гости к северному народу и познакомиться с книгами писательницы Марии Федотовой предлагает Галина Власьевна ИЛЬИНА, ведущий библиотекарь Центра комплексного библиотечно-информационного обслуживания филиала «ЦТК — Центр чтения» Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия), г. Якутск
ПОДГОТОВКА
Оформляем выставку работ М. Федотовой. Можно использовать фото, иллюстрации, по возможности — предметы-символы Крайнего Севера (бубны, макет чума и т. п.). Разметить маршрут.
Ребятам следует прочитать книги М. Федотовой, как минимум произведение «Игра в камешки», а также заранее разделиться на четыре команды, выбрать капитанов, придумать девизы
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Экран, проектор, слайды по теме (можно заменить бумажными иллюстрациями). Маршрутные листы для четырёх команд.
Карточки с буквами, из которых можно сложить слово «Якутия» (4 шт.). Реквизит для подвижных игр: верёвки для маутов-арканов, игрушечные олени на палочках, мячи
и т. п. (на выбор организатора). Для постройки чума: шесты-палки (штук 10–12), красивое покрывало, коврик, кусок ткани, верёвка. Костюмы для Помощников.
Призы, утешительные сувениры.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
ВЕДУЩИЙ, БИБЛИОТЕКАРЬ, ПОМОЩНИКИ (1)–(4).
(Игроки встречаются в зале
или холле. Их приветствует Библиотекарь.)
ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, дорогие ребята! Рада приветствовать вас в нашей библиотеке! Сегодня мы проведём квест-игру по мотивам произведений эвенской писательницы Марии Прокопьевны Федотовой, известной также как Нулгынэт.
Состязание будет интересное. Вам предстоит ответить на все вопросы и выполнить непростые задания. Прежде чем вы отправитесь в путешествие по станциям, предлагаю немного познакомиться с удивительной биографией автора.
РОЖДЁННАЯ ПОД НОВЫЙ ГОД
(Рассказ иллюстрируется слайдами или картинками.)
БИБЛИОТЕКАРЬ: Родилась будущая писательница 31 декабря 1946 г. в тайге, на перевале горы Кисилях Усть-Янского улуса, в семье кочевых эвенов, по дороге в участок Буур Хаайбыт. Стояла стужа, мама только и успела спрятать новорождённую за пазуху, потому что остановить нарты было невозможно. В таких экстремальных условиях появилась на свет маленькая Нулгынэт, что по-эвенски означает «рождённая во время кочёвки», она же Маайыс, она же Мария.
ВЕДУЩИЙ: Жизнь кочевых эвенов интересная, но оченьтрудная. Она связана с суровой природой. У нас на выставке есть автобиографическая книга «Игра в камешки». Это не какие-то там сказки, а настоящие воспоминания повзрослевшей Нулгынэт!
Семья рано лишилась кормильца — отца. Скоро за ним в мир иной ушли дедушка и единственный брат. Поэтому Нулгынэт с матерью на оленях перебрались к родственникам в другой район.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Девочка, рождённая во время кочёвки, выросла, окончила педагогическое училище, затем Якутский государственный университет и стала учительницей якутского языка и литературы. Сейчас Мария Федотова — Нулгынэт живёт там же, в Момском районе. Она заслуженный учитель, автор 20 книг, член Союза писателей России.
И при всём этом она сама шьёт национальную одежду, пасёт оленей, ездит верхом на оленях, лошадях, быках, рыбачит. То есть живёт, радуясь жизни, среди милых её душе людей. Прочитайте её книги — это интереснее любого фэнтези. Тем более что в них описана чистая правда.
ВЕДУЩИЙ: Итак, мы познакомились с биографией писательницы Нулгынэт, а теперь настало время рассказать о правилах игры. Четырём командам предстоит проехать по северным просторам и, останавливаясь на станциях, выполнять задания. Прошу капитанов получить маршрутные листы.
(Капитаны выполняют просьбу).
На каждой станции вас встретят наши Помощники, которые будут предлагать задания и выдавать карточки с буквами. Победит команда, которая быстрее пройдёт маршрут и сложит ключевое слово. Успехов!
(Команды выходят на маршрут — каждая начинает со своей станции, чтобы не пересекаться на локациях.)
СТАНЦИЯ 1.
КАЛЕЙДОСКОП ИМЁН
(Детей встречает Помощник (1).)
ПОМОЩНИК (1): Добрый день! Приветствую вас на своей станции и предлагаю игру-викторину. Слушайте внимательно!
1. Первое имя Нулгынэт.
Ответ. Маайыс.
2. Как звали важенку — самку северного оленя, которая поила молоком ребёнка? Родные девочки говорили, что она — её «мамочка».
Ответ. Омни.
3. Кличка собаки, которая вытащила Нулгынэт из воды.
Ответ. Пенка.
4. Имя пастуха,которого собака укусила за ногу.
Ответ. Никус.
5. Назовите хорошее школьное прозвище Нулгынэт.
Ответ. Яблоко.
6. Имя учительницы, которая угостила девочку вкусным яблоком.
Ответ. Любовь Ивановна.
7. Как звали старика, который принял Нулгынэт за нечистую силу?
Ответ. Мерес.
8. Кличка жеребёнка, которого спасла маленькая Нулгынэт.
Ответ. Тойтой.
9. Имя собаки, которая приносила зайцев и спасла хозяев от голода.
Ответ. Мухала.
10. Кто такая бабушка Иргичэн?
Ответ. Так мама Нулгынэт называла духа местности.
ПОМОЩНИК (1): Отлично, испытание оказалось вам по плечу. (Вручает одну из карточек
с буквами.) Можете идти вперёд, ребята! Я желаю вам удачи!
(Команда отправляется дальше по маршруту.)
СТАНЦИЯ 2.
«ДЕТСТВО МОЁ — СТРАНА ЗАВЕТНАЯ»
(Детей встречает Помощник (2).)
ПОМОЩНИК (2): Добрый день! Ребята, вот вы и на второй станции, где вам предстоит ответить на вопросы, связанные с детством Нулгынэт.
1. Чьи это слова: «Ах ты вихрастенькая девчоночка! Маахонькая! Звать-то как?»
Ответ. Гостя, Василия Георгиевича.
2. Какую раненую птицу вылечила мама Нулгынэт?
Ответ. Орла.
3. Чьи это слова: «Страхом ещё никто никого ничему хорошему не научил»?
Ответ. Мамы Нулгынэт.
4. Кто пел эту песню?
<…>
Какой я счастливый!
Мне подарили радость —
Красивую палатку с печкой,
Я поймал удачу,
Охо-хо-хо-хо!
<…>
М.П. Федотова. Счастье
(сборник «Игра в камешки»)
Ответ. Пастух Ванчик.
5. Кто подарил Нулгынэт мячик и игрушки-пищалки?
Ответ. Русский геолог.
6. Что такое смерч?
Ответ. Сильный ветер.
7. Что заказала маленькая Нулгынэт гостю?
Ответ. Солнышко.
8. Чьи это слова: «Вот я настоящего чёрта видел. <…> У него был один глаз, одна рука, одна нога, рот большой, а сам чёрный-пречёрный…»?
Ответ. Ванчика.
9. Кто это сказал: «Что ты, что ты! Ещё чего придумала — умирать, такая маленькая! Вот старушкой станешь, тогда и умрёшь!»?
Ответ. Дедушка Нулгынэт.
10. Сколько волков убил храбрый брат Нулгынэт?
Ответ. Шесть.
ПОМОЩНИК (2): Отличная работа, ребята. (Вручает одну из карточек с буквами.) Отправляйтесь дальше!
(Команда отправляется дальше по маршруту.)
СТАНЦИЯ 3.
«Я ЗАКИНУ АРКАН…»
(Детей встречает Помощник (3).)
ПОМОЩНИК (3): Приветствую вас, юные оленеводы. На моей станции придётся проявить ловкость. Вас ждут несколько испытаний.
(Проводятся игры: гонки на игрушечных оленях, метание аркана — маута на «рога» игрушки, удерживаемой Помощником вертикально, игра в мяч и т. п., по выбору и возможностям организаторов.)
ПОМОЩНИК (3): Молодцы, ребята, вы прекрасно справились со всеми испытаниями. (Вручает одну из карточек с буквами.) Удачи вам на следующей станции!
(Команда отправляется дальше по маршруту.)
СТАНЦИЯ 4.
СТРОИМ ЧУМ
(Детей приветствует Помощник (4).)
ПОМОЩНИК (4): Ребята, вы наверняка помните, как называлось жилище Нулгынэт. (Чум.)
Верно. Сейчас я вам покажу, как его построить. Смотрите внимательно. (Демонстрирует порядок действий.) Три основные палочки-шеста связываем верёвкой вместе. Затем выставляем остальные, чтобы получился шалаш. После покрываем чум.
(Дети «возводят» чум, который по возможностям можно дополнить национальными игрушками, предметами быта и т. п. Это отличная декорация для
моментального фото. Если ребята достаточно взрослые, можно время постройки ограничить, дать, например, минут пять.)
ПОМОЩНИК (4): Молодцы! Вы справились и с этим заданием. (Вручает одну из карточек с буквами.) А теперь возвращайтесь в зал, где мы начали игру. (Команда отправляется в первый зал.)
СКАЗОЧНАЯ САХА — ЯКУТИЯ
(Команды постепенно собираются в первом зале. В ожидании товарищей дети могут поделиться впечатлениями от книг М.П. Федотовой.)
БИБЛИОТЕКАРЬ: Итак, что за ключевое слово у вас получилось? (Якутия.) Верно! Именно так называется родина нашей героини.
(Появляются Помощники, которые рассказывают о Якутии. Ниже приведён пример текста,
который можно сопроводить показом слайдов.)
ПОМОЩНИК (1): Якутия — это самый большой регион России, почти не освоенный людьми. Солнце — один из основных символов национальной культуры, оно даже изображено на республиканском флаге в виде белого круга.
ПОМОЩНИК (2): Люди, населяющие эти земли, занимаются рыболовством и охотой, разводят оленей, низкорослых, но очень выносливых лошадей. Белая лошадь — ещё один символ Якутии.
ПОМОЩНИК (3): Из традиционных ремёсел в этом краю популярна резьба по кости, даже по бивням мамонта! Не удивляйтесь: в ледниках этой земли они сохранились. Готовят тут на камельке — традиционной печи.
Например, пекут лепёшки. Национальная якутская кухня — это отварные, сырые и сброженные молочные продукты, рыба, растительная пища.
ПОМОЩНИК (4): Якутия — край несметных богатств, которыми щедро одарила её природа. Это практически неисчерпаемая кладовая нашей Родины. Здесь и алмазы, и золото, и серебро, и олово, и уголь, и нефть, и газ.
ВЕДУЩИЙ: Благодарим за интересный рассказ. (Детям.) Спасибо всем участникам!
(Ведущие вручают призы — главный и утешительные.)
БИБЛИОТЕКАРЬ: Вы внимательно прочитали замечательную книгу Нулгынэт, многое узнали о том, как живут люди на далёком Севере. Недаром произведение «Игра в камешки» получило премию имени
В.П. Крапивина в номинации «Малая Родина — Большая Россия».
У нас на выставке есть и другие, не менее интересные книги. Давайте познакомимся с ними. Подходите, я расскажу подробнее о каждой.
(Знакомство с экспозицией. Обсуждение.)