Skip to main content

Невероятные проделки двух сорванцов (для учащихся 5-7-классов)

Новая встреча с героями повестей Марка Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна»

Новую встречу с героями повестей Марка Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» для учащихся 5-7-х классов организовала ГАЛИНА ВЛАСЬЕВНА ИЛЬИНА — ведущий библиотекарь Центра комплексного библиотечно ­информационного обслуживания филиала «ДТК — Центр чтения» Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)

ПОДГОТОВКА

Оформляется выставка произведений М. Твена. Ребятам нужно заранее познакомиться с книгами «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна», а также биографией М.Твена, разделиться на три команды и выбрать капитанов. Чтецу нужно знать наизусть стихотворение М.И. Цветаевой «Книги в красном переплёте».

Понадобятся:

•  компьютер, экран, проектор;

• видеозапись фильма «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (реж. С.С. Говорухин, 1981 г.);

•  книга «Приключения Тома Сойера»;

• яблоко, пряник;

• сахарница с кусковым сахаром;

•  кусочек коры дерева;

•  заборы, нарисованные на ватмане;

•  большие кисточки, банки с краской;

• листы бумаги, карандаши;

•  конверты с текстами клятвы;

•  небольшие шарики разных цветов,

• коробки;

•  карточки с заданиями;

•  призы для победителей;

•  сувениры для остальных игроков.

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Библиотекарь, Ведущий, Чтец

БИБЛИОТЕКАРЬ: «Все мы родом из детства», — сказал однажды Французский писатель и профессиональный пилот А. де Сент-Экзюпери и был прав. Детство — это незабываемое время, наполненное приключениями. Всё кажется возможным, существует границ между реальностью и фантазией! Ребята могут легко представить себя пиратами и отправиться на далёкий остров искать сокровища, храбрыми рыцарями, прекрасными принцессами, чародеями и колдуньями, обладающими тайными знаниями и способными повелевать стихиями…

(На сцену выходит Чтец.)

ЧТЕЦ:

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлете,

Неизменившие друзья

В потёртом, красном переплёте.

Чуть легкий выучен урок,

Бегу тот час же к вам, бывало,

— Уж поздно! — Мама, десять строк!..—

Но, к счастью, мама забывала.

Дрожат на люстрах огоньки…

Как хорошо за книгой дома!

Под Грига, Шумана и Кюи

Я узнавала судьбы Тома.

Темнеет, в воздухе свежо…

Том в счастье с Бэкки полон веры.

Вот с факелом Индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры…

Кладбище… Вещий крик совы…

(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки

Приемыш чопорной вдовы,

Как Диоген, живущий в бочке.

<…>

М.И. Цветаева. Книги в красном переплёте

(Чтец уходит.)

ВЕДУЩИЙ: Том, Бэкки, Индеец Джо… Вы помните, кто придумал этих героев?

(Ребята отвечают.)

Верно! Американский пи­сатель Марк Твен. Сегодня мы с вами вспомним истории двух приятелей — сорванцов Тома Сойе­ра и Гекльберри Финна. Больше ве­ка они манят читателей всех стран и континентов рассказами о своих увлекательных и таинственных приключениях.

(Слайд М. Твен.)

Марк Твен. 1910-е гг.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ну что же, друзья, давайте перенесёмся в 40-е гг. XIX столетия, в не­большой американский городок Сент-Питерсберг в штате Миссури и начнём нашу игру. Юные эрудиты, не забудьте прихватить в до­рогу смекалку, мужество и чувство юмора. Они вам обязательно при­годятся!

ВЕДУЩИЙ: Во время нашего путешествия вам предстоит отве­тить на вопросы и выполнить за­дания. За каждую правильную версию вы будете получать баллы. В конце встречи мы их подсчитаем и назовём победителей. Ну что же, в путь!

ИСПЫТАНИЕ 1. ГАЛЕРЕЯ ПЕРСОНАЖЕЙ

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята, сейчас вам нужно по описанию догадать­ся, о каком герое М. Твена идёт речь.

(Библиотекарь и Ведущий зачиты­вают описания. Ребята называют персонажей. За каждый верный от­вет — один балл. Портреты героев демонстрируются на экране.)

Задания

1. Этому подростку около 12 лет. У него яркие голубые глаза и веснушки на носу. Во внеш­нем облике героя выделялись гу­стые светло-русые кучерявые волосы. Мальчишка был достаточ­но симпатичным — девчонки об­ращали на него внимание. Он носил широкие штаны на лямках, рубаш­ку и соломенную шляпу. Обувь ему постоянно мешала, и мальчишка предпочитал ходить босиком.

Ответ. Том Сойер.

2. Не стриженный, худощавый паренёк. Он не ходил в шко­лу, за ним не следили взрослые. Подросток носил обноски с чужого плеча, покрытые пятнами и изо­дранные так, что лохмотья развева­лись по ветру. Длинный пиджак доходил чуть ли не до пят, так что задние пуговицы помещались ниже спины. Штаны у него висели на од­ной подтяжке и сзади болтались. Низ брюк украшен бахромой. На го­лове шляпа — развалина обширных размеров, от её полей свешивался вниз длинный обрывок в виде по­лумесяца. Этот герой был озорным, свободолюбивым и не признавал никаких правил.

Ответ. Гекльберри Финн.

3. Эта дама принадлежала к числу тех людей, которые страстно увлекались всякими ле­карствами и новоизобретёнными лечебными методами. А еще она была готова простить хоть мил­лион грехов за пару строк, наца­рапанных на куске коры.

Ответ. Родная сестра погибшей матери Тома — тётя Полли.

4. Этот мальчишка — одноклассник Тома. Он — «ве­ликий военачальник». Обожал путешествия, приключения и лю­бил играть в войну с Сойером.

Ответ. Джо Гарпер.

5. Единственная дочь местного окружного судьи. Пре­лестное создание с большими голу­быми глазами и золотистыми волосами. Она стала дамой сердца сорванца и проказника Тома.

Ответ. Ребекка Тэтчер (Бекки).

6. Сын тёти Полли и сводный брат Тома Сойера. Благонрав­ный, тихий, он старался хорошо учиться и никогда не перечил мате­ри. Но при этом — ябеда и лицемер.

Ответ. Сид Сойер.

7. Плюгавый человечек средних лет, стриженый, рыжий, с козлиной бородкой. Верхние края его туго накрахмаленного стоячего воротничка доходили ему чуть не до ушей, а опорой его подбородку служил широчайший галстук, ни­как не меньше банковского билета.

Ответ. Мистер Уолтерс, дирек­тор воскресной школы.

8. Высокий, сильный и добрый негр. Верный и преданный товарищ Гека и Тома. Суеверен, простодушен, но при этом очень честен; он знал, что такое настоя­щая дружба.

Ответ. Джим.

9. Когда Гек встретил этого мужчину, на вид ему было около пятидесяти лет. Его волосы, длинные, нечёсаные и грязные, ви­сели космами, и только глаза были живыми и яркими. Он приехал, узнав, что у мальчишки появился капитал.

Ответ. Отец Гека — старик Финн.

10. Сестра вдовы Дуглас, которая воспитывала Гека. Строгая старая дева, упрямая и своенрав­ная. Решила продать своего раба — негра Джима, за которого давали 800 долларов. Когда тот убежал, она оформила для него освобождение.

Ответ. Мисс Уотсон.

ВЕДУЩИЙ: Молодцы! Наше пу­тешествие продолжается.

ИСПЫТАНИЕ 2. ЭТО ВСЁ О ТОМЕ

БИБЛИОТЕКАРЬ: Сейчас каж­дая команда получит несколько предметов. Вам нужно определить, как они связаны с Томом Сойером.

(Библиотекарь и Ведущий раздают предметы. Ребята выполняют зада­ние. За каждую верную версию — два балла.)

Задание для первой команды

Яблоко и пряник.

Ответ. Фруктом Том был на­граждён за покраску забора, но, пока тётя Полли хвалила его, хитрый мальчишка стащил ещё и пряник.

Задание для второй команды

Кора дерева со словами: «Aunt Polly, 1 love you. Тоm».

Ответ. Том написал записку тёте Полли, но не передал, а забыл в кармане. Обнаружив её, женщи­на очень растрогалась.

Задание для третьей команды

Сахарница, наполненная кус­ковым сахаром.

Ответ. Сахарницу разбил Сид, когда хотел стащить кусо­чек сладкого лакомства, но тётя по обыкновению хотела наказать проказливого Тома.

ВЕДУЩИЙ: Отлично! А сейчас предлагаем немного отдохнуть и посмотреть фрагмент филь­ма «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», а затем про­должим игру.

(Демонстрируется фрагмент фильма «Приключения Тома Сойера и Гекль­берри Финна».)

ИСПЫТАНИЕ 3. ИДЁМ БЕЛИТЬ ЗАБОР!

БИБЛИОТЕКАРЬ: Как вы по­мните, однажды тётя Полли после очередной проделки Тома реши­ла «заменить ему субботний отдых каторжной работой» и дала зада­ние — побелить забор. Занятие это показалось мальчишке чрезвычай­но скучным, и в голову ему пришла гениальная идея! Используя своё красноречие, он убедил сначала со­седа, а затем других ребят в том, что белить забор — очень сложная, твор­ческая, а главное, почётная работа, которая Тому невероятно нравилась.

ВЕДУЩИЙ: Другие подростки принесли и отдали Сойеру свои «со­кровища»: бумажного змея, дохлую крысу, шарики и т. д., только чтобы он дал им немного побелить. К сере­дине дня Том стал богачом, а забор, к большому удивлению тёти Полли, был покрыт извёсткой в три слоя.

БИБЛИОТЕКАРЬ: А теперь слушайте моё задание. Каждая команда выбирает одного участника на роль Тома. Остальные — красят забор. Пока ребята трудятся не покладая рук, Сойер должен убе­дить всех в этом зале в том, что ра­ботать кисточкой — очень здорово и интересно. Используйте красно­речие и фантазию! Внимание, речь Тома заканчивается, когда весь за­бор окажется покрыт краской.

(Библиотекарь и Ведущий разда­ют командам заборы, нарисованные на ватмане, большие кисточки, банки с краской. Команды по очереди выполня кт задание Игроки, которые справились лучше, зарабатывают пять баллов.)

ИСПЫТАНИЕ 4. УЧИТЕЛЬ ЖИВОПИСИ

ВЕДУЩИЙ: Ребята, на уроке рисования учитель посадил Тома рядом с новенькой — очарователь­ной Бекки Тэтчер. Она заинтересо­валась своим соседом, заметив, что он неплохо рисует. Сойер изобразил домик с двускатной крышей и трубой, из которой вился дым. Потом он нарисовал человечка, похожего на вешалку, а затем саму Бекки: «пе­сочные часы с полной луной наверху и соломенными руками и ногами, вооружив растопыренные пальцы чудовищным веером». Красавица посчитала, что рисунок очень мил, и попросила Тома научить ее так же хорошо рисовать.

(Можно продемонстрировать эпизод фильма «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна».)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Сейчас проявить себя предстоит капитанам. Прошу выбрать участницу, которая выступит в образе Бекки Тэтчер. Затем вам нужно как можно артистичнее изобразить сцену на уроке рисования и разговор Тома и его одноклассницы.

(Библиотекарь и Ведущий раздают листы бумаги и карандаши. Также можно раздать элементы костюма – например, соломенную шляпу для Тома и красивый фартук или пышный бант для Бекки. Участники готовятся, а затем демонстрируют сценки. Команда, которая выступила наиболее артистично,зарабатывает пять баллов.)

Индейца Джо (Б. Фюрманн) боялся весь город, ведь безжалостный метис был способен на любую подлость и легко мог убить человека не моргнув глазом.

Фильм «Том Сойер». Германия, режиссер Г.Хунтгебурт. 2011 г.

ИСПЫТАНИЕ 5. ЛЕСНЫЕ РАЗБОЙНИКИ

ВЕДУЩИЙ: Однажды, гуляя по лесу, Том услышал звук жестя­ной игрушечной трубы. Он бы­стро подбежал к своему тайнику и достал оружие — самодельный лук, стрелы и деревянный меч. Когда к нему навстречу вышел Джо Гарпер, они разыграли сцену из «Робин Гуда», говоря «по книж­ке» наизусть.

(Можно продемонстрировать соот­ветствующий эпизод фильма «При ключения Тома Сойера и Гекльберри Финна».)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята, сей­час выйдут по два участника от каждой команды. Ваша задача — с выражением прочитать фраг­мент повести: сцену сражения Джо и Тома в лесу.

(Библиотекарь передаёт командам книги «Приключения Тома Сойера». Двое участников от каждой команды по очереди с выражением читают фрагмент повести. Эпизод — гла­ва 8 «Драматическое представле­ние в лесу», со слов: «Стой! Кто идёт по Шервудскому лесу без моего позво­ления?» до «Я рад сразиться с тобой за обладание этим весёлым лесом. Выходи!». Участники, которые спра­вились лучше, зарабатывают три балла.)

ИСПЫТАНИЕ 6. СВИДЕТЕЛИ СТРАШНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ

ВЕДУЩИЙ: Много чего необычно­го и удивительного происходило с ге­роями книги Марка Твена. Однажды они даже увидели преступление. Да­вайте вспомним, как это было.

(Библиотекарь и Ведущий задают вопросы. За каждый правильный от­вет — один балл.)

Вопросы

1. Куда отправились Том и Гек ночью?

Ответ. На старое кладбище.

2. «Какие-то тёмные фигуры приближались, размахивая старым жестяным фонарем, рассыпавшим по земле бесчисленные блёстки света. Вдруг Гекльберри прошептал с ужасом…» За кого принял незна­комцев перепуганный Гек?

Ответ. За чертей.

3. Кем оказалась троица?

Ответ. На кладбище пришли Мэф Поттер, Индеец Джо и молодой доктор Робинсон.

4. Какое преступление было со­вершено?

Ответ. Поттер и Джо раскопа­ли могилу, вытащили из гроба труп и взвалили покойника на тачку. Джо начал требовать с Робинсона допол­нительной платы, но тот отказывал­ся. Индеец вспомнил, что когда-то доктор выгнал его из своего дома. Завязалась драка. Робинсон оглу­шил Поттера надгробной доской. В это время индеец вонзил доктору нож в грудь.

5. Что сделали Том и Гек, которые все это видели?

Ответ. Они перепугались и убе­жали прочь.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Вскоре герои успокоились, немного отдышались и решили молчать о том, что видели ночью на кладбище. Гек предложил дать клятву, и приятель его поддержал. Том «разыскал чистую сосновую щепку, освещённую луной, достал из кармана кусочек «красного киля», уселся подлунным светом и с трудом вывел строки, прикусывая кончик языка в начале строки и разжимая зубы, когда добирался до конца».

Ребята, сейчас вы получите кон­верты с фрагментами клятвы Тома и Гека. Попробуйте её восстановить.

(Библиотекарь и Ведущий раздают конверты. Команды выполняют за дание. Та, которая справилась пер­вой, зарабатывает два балла.)

Клятва Тома и Гека

«Том Сойер кленетца никогда слова непикнуть и лучче умереть коли рот раскрыть Гек Фин тоже и потписываем нашей кровью».

ИСПЫТАНИЕ 7. МЕТКИЕ СТРЕЛКИ

ВЕДУЩИЙ: Друзья, Том Сойер знал много разных поверий. Одна­жды он «вернулся к своему тайнику и встал на то самое место, с которо­го только что бросил шарик, потом вынул из кармана другой и бросил его в том же направлении, приго­варивая: «Брат, поди сыщи брата!* Таким образом Том решил найти другие шарики.

БИБЛИОТЕКАРЬ: А мы с ва­ми поиграем. Сейчас каждая ко­манда получит шарики. Ваша задача — забросить в коробку как можно больше круглых «снаря­дов».

(Библиотекарь и Ведущий разда­ют командам шарики разных цве­тов. Игроки по очереди бросают их в коробку. Как вариант, у каждой ко­манды своя коробка. Затем Ведущие подсчитывают попавшие в цель ша­рики. Победители зарабатывают пять баллов.)

ИСПЫТАНИЕ 8. ВВЕРХ ПО МИССИСИПИ

ВЕДУЩИЙ: Друзья, в следую­щем задании вам нужно вспомнить не только истории о приключениях Тома и его приятеля Гека, но и фак­ты из биографии М. Твена.

(Библиотекарь и Ведущий задают во­просы. Ребята отвечают. За каждую верную версию — один балл.)

Вопросы

1. Марк Твен — это псевдоним писателя. Назовите его иа стоящее имя.

Ответ. Сэмюэл Ленгхорн Клеменс.

2. Кто отдал Тому своего бумажного змея взамен на раз решение побелить забор?

Ответ. Билли Фишер.

3. Какой проступок совершила Бекки? Кто взял вину на себя?

Ответ. Она разорвала книгу. Том сказал, что это сделал он.

4. Назовите американский город, в котором стоит памят­ник героям М. Твена — Тому Сойеру и Геку Финну.

Ответ. Ганнибал.

5. Как звали маленького бродягу, друга М. Твена, кото­рый стал прототипом Г. Финна?

Ответ. Том Бленкеншип.

 

6. Деревушка в штате Миссури, где родился М. Твен.

Ответ. Флорида.

7. Назовите все профессии М. Твена.

Ответ. Наборщик, лоцман, писа­тель.

8. Как называется река, с которой связаны жизнь и твор­чество М. Твена?

Ответ. Миссисипи.

9. Вспомните, где Тому вручили Библию.

Ответ. В воскресной школе.

10. Где Том и Гек искали клад?

Ответ. В заброшенном доме.

11. Скажите, где заблудились Том и Бекки?

Ответ. В пещере.

12. Какой рассказ М. Твена, вы шедший в 1865 г. и принесший ему большой успех, был назван критиками «лучшим произведением юмористической литературы, созданным в Америке к этому моменту».

Ответ. «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса».

13. Действие какой книги М. Твена происходит в Ан­глии в эпоху Тюдоров?

Ответ. «Принц и нищий».

 

14. Как звали жену М. Твена?

Ответ. Оливия Лэнгдон.

15. Назовите три способа свести бородавки, известные Тому и Геку.

Ответ. Дохлой кошкой, гнилои водой, бобом.

16. Для чего Том Сойер повязал платок так, как будто у него болели зубы?

Ответ. Чтобы не идти в школу.

 

17. Кого считали самым примерным мальчиком в городе?

Ответ. Сида.

18. Какие питомцы были в доме М. Твена всю его жизнь?

Ответ. Кошки.

19. Марк Твен вложил 200 тысяч долларов в изобрете­ние печатного аппарата. Что произошло потом?

Ответ. Он так и не был изоб­ретён, а литератор обанкротился.

20. Маленькое членистоногое, с которым Том и Бен игра­ли на уроке.

Ответ. Клещ.

ИСПЫТАНИЕ 9. ПОЛЁТ ФАНТАЗИИ

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята, мальчишки — герои книг М. Тве­на — обожали играть в пиратов, индейцев, представлять себя благородными разбойниками из Шервудского леса, жителями необитаемого острова, храбрыми солдатами. Главным затейником был фантазёр Том Сойер. С ним его приятелям скучать было не­когда. Как вы думаете, откуда ге­рой брал идеи для игр?

(Ребята отвечают.)

ВЕДУЩИЙ: Верно! Конечно же, из книг. Сейчас проявить себя предстоит капитанам. Прошу подойти ко мне!

(Капитаны выполняют.)

Вам нужно найти на выстав­ке книги, которые могли вдохно­вить Тома Сойера и подсказать ему идеи для игр!

(На выставке расставлены книги. Капитаны выбирают среди них при­ключенческие произведения. За каж­дый верный ответ — один балл.)

Примеры книг

  • «Остров сокровищ» Р.Л. Сти­венсона.
  • «Робинзон Крузо» Д. Дефо.
  • «Легенды о Робин Гуде».
  • «Оцеола. Вождь семинолов» Т.Майн Рида.
  • «Последний из могикан» Дж.Ф. Купера.

ИСПЫТАНИЕ 10. МУДРОСТЬ КЛАССИКА

БИБЛИОТЕКАРЬ: Друзья, мы переходим к финальному заданию. Каждая команда получит карточ­ку с афоризмом М. Твена. Поста­райтесь объяснить смысл фразы. Помните, писатель обладал отлич­ным чувством юмора! (Улыбается.)

(Библиотекарь и Ведущий раздают карточки. Ребята выполняют зада­ние. За каждый правильный ответ — один балл.)

Задание для первой команды

«Хорошие друзья, хорошие кни­ги и спящая совесть — вот идеаль­ная жизнь».

Задание для второй команды

«Только то и приятно, что труд­но достать».

Задание для третьей команды

«Глупости получаются случай­но, а потом становятся лучшими моментами в жизни».

ВЕДУЩИЙ: Вы успешно спра­вились со всеми нашими заданиями, юные эрудиты. И пока мы подсчитываем заработанные вами баллы, предлагаем посмотреть еще один фрагмент фильма о приклю­чениях Тома и Гека.

(Демонстрируется ещё один фраг­мент фильма «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна». Библио­текарь и Ведущий подсчитывают баллы.)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Итак, по ито­гам нашего состязания первое ме­сто достаётся команде… (называет стол, за которым сидит команда). Прошу на сцену за заслуженной на­градой!

(Под аплодисменты проводится на­граждение победителей.)

ВЕДУЩИЙ: Друзья, мы жела­ем вам, чтобы в вашей жизни было больше книг, которые учат меч­тать, фантазировать, помогать тем, кто рядом, и ценить дружбу.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Обратите внимание на нашу экспозицию! На ней вы найдёте увлекательные приключенческие произведения, которые были бы по вкусу даже То­му и его другу Геку! (Проводит об­зор книжной выставки, предлагая ребятам взять и прочитать понра­вившиеся издания.)

К КНИЖНОЙ ВЫСТАВКЕ

Купер, Дж.Ф. Последний из могикан. — М.: Издательский дом Мещерякова, 2016.

Майн Рид,Т. Всадник без го­ловы. — М.: Нигма, 2019.

Надеждин, Н. Марк Твен. «Мой приятель Гек Финн». — М.: Майор, 2008.

Робин Гуд. — М.: Издатель­ский дом Мещерякова, 2017.

Стивенсон, Р.Л. Остров со­кровищ. — М.: Лабиринт, 2020.

Твен, М. Приключения Гекль­берри Финна. — М.: Стрекоза 2018.

Твен, М. Приключения Тома Сойера. — М.: Лабиринт, 2020.