Творческий ринг
Командное состязание, в ходе которого ребята ответят на непростые вопросы и выполнят увлекательные задания, организовала Галина Власьевна ИЛЬИНА, ведущий библиотекарь Центра комплексного библиотечно-информационного обслуживания филиала «Детская точка кипения — центр чтения» Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)
ПОДГОТОВКА
Предполагаемым участникам следует почитать книги по истории освоения космоса. Оформить тематическую книжную выставку. Предложить ребятам создать две команды, выбрать капитанов и названия (в тексте сценария приведены примеры), придумать приветствия, разучить «космический» танец и подобрать под него музыку.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Экран, проектор, слайды по теме. Аудиосистема, записи тематической музыки. Таблички со словами «Да!» и «Нет!» (4 шт.). Иллюстрации, изображающие знаки Зодиака (2 набора). Звёзды, выдаваемые за правильные ответы. Призы.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
ВЕДУЩИЕ (1) и (2).
(Музыка, детей приветствуют Ведущие.)
ВЕДУЩИЙ (1): Здравствуйте, Дорогие ребята! Сегодня у нас с Вами творческий ринг «Космическое ассорти».
ВЕДУЩИЙ (2): Приглашаются две команды: с космического корабля «Спутник» и «Салют»! Начинаем с приветствия.
(Проходит приветствие команд.)
ВЕДУЩИЙ (1): После этих задорных выступлений так и тянет в космос! Команды к рингу готовы!
ВЕДУЩИЙ (2): Отлично! Однако хочется сначала проверить вашу теоретическую выучку. Не бойтесь, поскольку это первый этап конкурса, он несложный.
ВЕРИШЬ МНЕ ИЛИ НЕТ?
ВЕДУЩИЙ (1): Будьте внимательны, начинаем космическую викторину. Можно отвечать только «да» или «нет». Капитаны, получите. (Выдаёт таблички с «Да!» и к Нет!».)
ВЕДУЩИЙ (2): Мы по очереди задаём вопросы, а капитаны, посоветовавшись с командой, поднимают табличку с правильным, на их взгляд ответом. За каждый правильный ответ награждаем вас звездой!
ВЕДУЩИЙ (1): Самая звёздная команда, то есть та, что дала больше правильных ответов, станет победителем. Готовы? (Ответы команд.) Поехали!
1.Самая большая планета Солнечной системы — Юпитер.
Ответ. Да.
2.Лишь у Земли есть спутник.
Ответ. Нет.
3.Солнце — это звезда?
Ответ. Да.
4.Первым из землян в космос полетел Ю.А. Гагарин.
Ответ. Да.
5.Ближайшая к Земле звезда — Венера.
Ответ. Нет.
6.Человек уже высадился на Марсе.
Ответ. Нет.
7.Первую женщину-космонавта звали Светлана Савицкая.
Ответ. Нет.
8. Планете Земля примерно 4,6 миллиарда лет.
Ответ. Да.
9. Знаки Зодиака разглядели на небе ассирийцы и вавилоняне.
Ответ. Да.
10.Самая маленькая планета Солнечной системы — это Меркурий.
Ответ. Да.
(Производится подсчет звезд. Команда-победитель получает приз.)
НАЙДИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
ВЕДУЩИЙ (2): Продолжаем нашу теоретическую подготовку. Второй этап называется «Выбери космический ответ». «Космический» — значит «правильный», космос ошибок не прощает, так как в полете совершить ошибку недопустимо.
(Вопросы выводятся на экран на слайдах.)
ВЕДУЩИЙ (1): Внимание на экран. Командам поочерёдно предлагаются вопросы и три варианта ответа, из которых правильный — лишь один. Выбирайте его, получайте звёзды!
- Первым вышел в открытый космос…
• ЮА Гагарин;
• АА Леонов;
• Н.О. Армстронг.
Ответ. АА Леонов.
- Самая холодная планета Солнечной системы.
• Марс;
• Земля;
• Уран.
Ответ. Уран.
- Ближайшая к нам звезда.
• Сириус;
• Альдебаран;
• Солнце.
Ответ. Солнце.
- Первая женщина-космонавт.
• В.В. Терешкова;
• С.Е. Савицкая;
• А.А. Петрова.
Ответ. В.В. Терешкова.
- Полёт Юрия Гагарина длился…
• Сутки;
• 26 часов;
• 108 минут.
Ответ. 108 минут.
- Первым на Луне побывал…
• А.А. Леонов;
• Н.О. Армстронг;
• Ю.А. Гагарин.
Ответ. Н.О. Армстронг.
- Наука, изучающая небесные тела.
• Биология;
• анатомия;
• астрономия.
Ответ. Астрономия.
- Месяц, в течение которого Земля находится ближе всего к Солнцу.
• Июль;
• май;
• январь.
Ответ. Январь.
- Планета, именуемая Красной, называется…
• Солнце;
• Марс;
• Венера.
Ответ. Марс.
- Первое животное в космосе.
• Собака;
• обезьяна;
• крыса.
Ответ. Собака.
(Подсчёт звёзд. Определение победителя. Вручение призов.)
КОНКУРС ЭРУДИТОВ
ВЕДУЩИЙ (2): Теперь — самые сложные теоретические задачи. На обдумывание и обсуждение даётся минута. Команда, которая знает правильный ответ, поднимает руки.
ВЕДУЩИЙ (1): От вас требуются развёрнутые ответы, с точными датами, фамилиями, именами. Если сомневаетесь, лучше не говорите.
(Задают вопросы по очереди. Команды отвечают, получая звёзды за самые полные, правильные ответы. Если команда ошибается, то ход получают её соперники.)
1.Как называется аппарат, предназначенный для полёта человека в космос?
Ответ. Ракета.
2.Кем работал отец космонавтики?
Ответ. Константин Эдуарда вич Циолковский был учителем
3.Назовите фамилию, имя и отчество создателя первого пилотируемого космического корабля.
Ответ. Сергей Павлович Королёв.
4.Какая страна первой запустила искусственный спутник Земли?
Ответ. СССР, Советский Союз.
5.Имя и порода собаки, первой побывавшей в космосе.
Ответ. Дворняжка (беспородная) собака Лайка.
6.Когда состоялось первое возвращение из космического полёта живых существ?
Ответ. 19 августа 1960 г.
7.Как их звали?
Ответ. Белка и Стрелка.
8.Как назывался корабль, на котором совершил свой полёт Ю.А. Гагарин?
Ответ. «Восток-1».
9.Какого числа и в каком году был совершён первый в истории человечества полёт в космос?
Ответ. 12 апреля 1961 г.
10.Назовите имя женщины, которая первой вышла в открытый космос.
Ответ. Светлана Евгеньевна Савицкая.
(Подсчёт звёзд. Определение победителя. Вручение призов.)
ПОСЛАНИЕ ЮРИЮ ГАГАРИНУ
ВЕДУЩИЙ (2): Всех поздравляю! Вы успешно прошли теоретические испытания. Теперь задание творческое. Все мы знаем, что 12 апреля 1961 г. с космодрома Байконур в космос отправился корабль «Восток-1», на борту которого находился летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
ВЕДУЩИЙ (1): Представьте себе, что вы жили в то время. Напишите, пожалуйста, послание Юрию Гагарину. На выполнение задания вам даётся десять минут.
(Звучит музыка. Команды выполняют задание. По окончании отведённого времени послания зачитываются. Ведущие выбирают лучшее и награждают команду.)
«МЫ ПРИШЛИ С МИРОМ!»
ВЕДУЩИЙ (2): До сих пор точно не известно, одиноки ли мы во Вселенной. Давайте включим наше воображение и представим, что мы тут, на Земле, встретили инопланетных туристов.
ВЕДУЩИЙ (1): От команды можно выбрать по трое самых талантливых актёров. Кто будет играть гостеприимных хозяев, а кто — гостей из космоса, определим по жребию.
(Звучит музыка. Бросают жребий. После некоторой подготовки дети выполняют задания: трое изображают землян, а трое — инопланетян. Оценивается артистичность и оригинальность. Самые талантливые исполнители получают призы.)
КРАСНОРЕЧИВАЯ ПАНТОМИМА
ВЕДУЩИЙ (2): Опросы показывают, что в космосе хотела бы побывать почти треть жителей нашей страны. Во всём мире богатые люди готовы платить огромные суммы, чтобы полететь к звёздам.
ВЕДУЩИЙ (1): У нас же такая возможность есть. Причём совершенно бесплатно. Достаточно снова включить воображение и актёрское мастерство.
ВЕДУЩИЙ (2): Мы ставим перед вами задачи: изобразить вход в космический корабль, выход в открытое пространство, уборку космомусора и т. п.
ВЕДУЩИЙ (1): А вы уж постарайтесь представить эти процессы максимально живо! Давайте выберем ребят, которые не принимали участия в прошлом конкурсе.
(Ведущие предлагают по очереди изобразить то или иное космическое событие: подготовку к полёту, ощущения при пуске, взгляд из иллюминатора на Землю, выход в открытый космос и т. п. Представители команд после подготовки пантомимой изображают эти процессы. Ведущие оценивают артистичность и оригинальность. Победителям вручаются призы.)
ВЫСТРАИВАЕМ СОЗВЕЗДИЯ
ВЕДУЩИЙ (2): В ясную ночь человек с хорошим зрением увидит на небосводе не более 2-3 тысяч мерцающих точек, звёзд. Однако с давних пор люди любуются ими и даже пытаются разглядеть в них какие-то знаки.
ВЕДУЩИЙ (1): Сейчас вы получите иллюстрации, изображающие знаки Зодиака. За отведённое время надо выстроить их в правильном порядке. Команда, первой выполнившая задание, станет победительницей.
(Детям раздают карточки с символами знаков Зодиака. Ведущие засекают время — по усмотрению организаторов. По окончании проверяется правильность выстроенного порядка. Команда-победительница получает приз.)
СОСТЯЗАНИЕ ЧТЕЦОВ
ВЕДУЩИЙ (2): После трудового дня, а рабочий график космонавта очень плотный, труженики Большого космоса отдыхают. Космонавты поддерживают свою физическую форму. У них на корабле имеется специальный тренажёрный зал. Многие смотрят любимые фильмы, общаются с родными по видеосвязи и много читают.
ВЕДУЩИЙ (1): Наш следующий конкурс — состязание чтецов. (Приглашает детей к выставке.) Мы даём вам время на подготовку. Вы выбираете из своей среды самого талантливого исполнителя, предлагаете ему стихотворение, и он декламирует его. Лучший чтец получит приз!
(Проводится конкурс. Определяется победитель, которому вручается награда.)
ТАНЦЫ СРЕДИ ПЛАНЕТ
(Звучит «космическая» танцевальная музыка.)
ВЕДУЩИЙ (2): Внимание, внимание! Финальный конкурс нашего ринга — это ваше домашнее задание, космотанец!
ВЕДУЩИЙ (1): Приглашаем танцоров на сцену.
(Команды демонстрируют свои домашние задания. Призы вручаются всем.)
ВЕДУЩИЙ (2): И с этим заданием вы справились на отлично!
ВЕДУЩИЙ (1): Наш космический ринг на этом завершается. Вы проявили себя настоящими знатоками освоения внеземного пространства. Поздравляем!
ВЕДУЩИЙ (2): А теперь пора прощаться.
ВЕДУЩИЙ (1): Приходите к нам ещё, поиграем!
(Окончание мероприятия.)