По мнению специалистов, в наши дни депрессия начинается у детей все раньше и раньше, иногда в шесть-семь лет, причем чаще у мальчиков.
Обычно это все-таки не настоящая тяжелая депрессия, а скорее отдельные симптомы. Они могут возникнуть после переезда, рождения брата или сестры, развода, семейной ссоры…
Наконец, причины детской депрессии могут, по мнению специалистов, быть и наследственными — гораздо чаще, чем можно предположить.
Признаки настоящей депрессии
Ребенок ни с кем не хочет общаться. Он уединяется в своей комнате (как в башне!), отказывается ходить на дни рождения, не хочет играть и даже смотреть телевизор. Ему трудно поддерживать контакты со сверстниками. Все это очень важные симптомы.
Ребенок чувствует себя слабым и усталым, и родители пичкают его витаминами. А на деле его энергия уходит в основном на то, чтобы справляться с депрессией.
Другие признаки: спазматический кашель, моргание, повторяющиеся жесты. Ребенок может начать заикаться, у него появляются мании или фобии. Нарушается сон, пропадает или, наоборот, непомерно увеличивается аппетит.
Возникают трудности в школе, резко ухудшаются отметки.
Как помочь?
Пойдите к детскому психологу или психотерапевту. При этом не обращайтесь с ребенком как с младенцем или инвалидом, это только ухудшит его состояние. Он может подумать: «Я хуже маленького», «Я ни на что не способен», «Я бездарь».
В серьезных случаях, если врач выпишет лекарства, в частности антидепрессанты, не отказывайтесь. Ребенок будет принимать их, сколько нужно, и никакой зависимости у него не разовьется.
Благотворно действуют любые способы самовыражения — рисование, театр, спорт, музыка. Пусть ребенок занимается тем, что ему нравится, и, разумеется, ни к чему его не принуждайте.
Ключевые фразы
«Я всегда готова тебя выслушать. Я тебя не заставляю говорить, но если хочешь, пожалуйста».
«Мне кажется, что тебе грустно и что твоя грусть от болезни. От всех болезней существуют лекарства, от этой тоже. Есть врачи, с которыми ты можешь поговорить, и, наверно, они сумеют тебе помочь».
Источник : Семья и школа.- 2010.- №5.