Skip to main content

Проблема смерти

0
(0)

Франсуаза Дольто писала: «В доме дети и кош­ки всегда знают всё». И правда, сколько раз мы убеж­дались, что дети ненавидят секреты, табу, умолча­ния. Попытайтесь скрыть что бы то ни было — вряд ли это удастся.

В каком возрасте говорить с ребенком о смер­ти? Психологи считают, что в четыре года у малы­ша уже есть о ней некоторое представление, хотя он еще не понимает, что смерть неотвратима и не­избежна.

К шести годам ребенок постепенно пере­стает верить в Рождественского деда, гномиков и прочих сказочных существ. Теперь ему можно рассказывать о жизненном цикле — от рождения до смерти.

Приблизительно в восемь лет он осознает, что смерть рано или поздно наступит для всех, что это неотвратимо.

Реакция ребенка

Она может быть совершенно неожиданной. Ребенок вдруг покажется вам рассеянным, он вско­чит с места, схватит лист бумаги, начнет рисовать… Это не значит, что он вас не слушает, наоборот.

Смерть близкого

У ребенка умер кто-то близкий — дедуш­ка, двоюродный брат, даже котенок. Как реагиро­вать?

Можно упомянуть о постоянной смене поко­лений. «Дедушка родился до папы, а папа до тебя». «Не грусти, дедушки больше нет, потому что он окончил свою жизнь».

Если умер младший братишка или сестренка: «Иногда жизнь бывает жестокой, происходят несча­стные случаи. Будь очень осторожен».

Дети всегда готовы искать виноватого. Надо непременно добавить: «Он умер, но ничьей вины в этом нет».

Можно сказать о том, что покойный как бы     продолжает существовать и после смерти. Для ве­рующих — на небесах, для неверующих — в воспо­минаниях, в музыке…

Должен ли ребенок присутствовать на похоронах?

Это можно предложить, начиная с шести-семи лет. И ни в коем случае не запрещать под пред­логом, что он еще слишком мал. Чрезмерное стрем­ление оградить ребенка от страданий может при­вести только к ненужным травмам и умолчаниям. Можно и не брать ребенка на похороны, но через несколько дней отвести его на могилу.

Ключевые фразы

«Того, кого любили, никогда не забывают. Мертвые продолжают жить в нас. Твой дедушка многому тебя научил, ведь правда? Значит, он про­должает жить в тебе».

«Сначала мы будем испытывать грусть, как будто что-то в нас умерло, нам будет все время хо­теться плакать. А потом постепенно на смену грус­ти придет что-то другое, спокойное и глубокое. Воспоминания… Мы не забудем его».                         

Разумеется, не стоит говорить: «Он уехал надолго» или «Он уснул». Каждое слово имеет оп­ределенный смысл, и не надо смешивать понятия сна и смерти. 

Источник : Семья и школа.- 2010.- №5.

Насколько вам понравилась публикация?

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.