Кот: Здравствуйте, ребята! А вы знаете, кто я? (Ответы детей) Верно, я – Кот Ученый. Помните? “Идет направо – песнь заводит, налево — сказку говорит”. Так про меня сказал поэт. А имя этого поэта вы знаете? (Ответы детей)
Ведущий: Молодцы! Конечно же, вы правильно узнали Ученого Кота из поэмы А. С. Пушкина “Руслан и Людмила”. А скажете, в какой стране живет этот Кот? Кот: Молодцы! А кто еще живет в Лукоморье, вы знаете?
Дети: Русалка, Леший, тридцать Витязей и Дядька их морской, Колдун, Баба Яга, Кощей, королевич и царевна.
Кот: Лукоморье описал Александр Сергеевич Пушкин. А узнал он о нем в раннем детстве от своей няни – Арины Родионовны.
Ведущий: Да, действительно, как и к каждому из вас, сказка пришла к Александру Сергеевичу в детстве. Няня пела маленькому Саше про востроносую лодку с гребцами – удалыми молодцами, про душу-девицу – лебедушку, про селезня и серую утицу. Сказки приходили по вечерам, как награда за весь день. В сказках Добрые воевали со Злыми. Злые же были сильными и ловкими. Добрым приходилось очень трудно. Но в конце концов побеждали Добрые, – они оказывались все- таки сильнее. А Саша вздыхал с облегчением после всех страхов и волнений. Мальчик свою няню очень любил, называл ее ласково мамушкой. Говор у нее был особый, певучий, говорила она “окая”, ведь няня была неграмотной простой крестьянкой. Но именно ей Пушкин посвятил эти строки:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Кот: Став старше, Александр стал записывать сказки няни в отдельную тетрадь и позже на их основе создал уже свои чудесные сказки. Вот сравните:
“У моря-лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот; вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет… Из моря выходят тридцать отроков точь-в-точь ровны и голосом, и волосом, и лицом и ростом; а выходят из моря они ровно на один час. Караулит их и гонит обратно в море старик… ” Так выглядят записи Пушкина со слов няни.
Ведущий: В доме маленького Саши детям преподавали иностранные языки: французский, немецкий, английский. Первые Сашины стихи были написаны на французском языке. Учебное заведение, в которое он поступил, став старше, называлось Лицей. Лицеист Пушкин прекрасно рисовал, музицировал, говорил на иностранных языках. В Лицее он начал писать поэму “Руслан и Людмила”.
Кот: Ребята, открою вам маленький секрет. Сказки, написанные Александром Сергеевичем, предназначались для взрослых. Они были написаны в пору творческого расцвета Пушкина, одновременно с самыми глубокими и серьезными его произведениями. А вот, например, у “Сказки о царе Салтане…” очень интересная история. Тетрадь с записями сказок Арины Родионовны, о которой мы уже говорили, Пушкин показал Жуковскому, своему другу. Между поэтами произошло своеобразное соревнование. Каждый взял из няниных сказок по одному сюжету и написал сказку: Пушкин – “Сказку о царе Салтане”, а Жуковский – “Сказку о царе Берендее”. Сказка Пушкина имела большой успех, и Жуковский уже не в первый раз признал себя побежденным.
Ведущий: Давайте вспомним названия известных вам сказок А. С. Пушкина.
Дети: “Сказка о медведихе “
- “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
- князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне лебеди”
- “Сказка о попе и работнике его Балде”
- “Сказка о рыбаке и рыбке”
- “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”
- “Сказка о золотом петушке”
Ведущий: Да, названия сказок вы вспомнили отлично, молодцы! А кто хочет
блеснуть знанием текста сказок? Кто смелый? Желающие могут выйти по очереди
и прочитать отрывок из своей любимой сказки А. С. Пушкина. За это Кот Ученый каждому из вас даст приз. (Конкурс чтецов)
Ведущий: Я вижу, что здесь собрались, действительно, знатоки сказок Пушкина. И самое время начать конкурс между двумя командами, по окончании которого мы узнаем, кто же лучше знает содержание всех пушкинских сказок.
Кот: Подождите, прежде надо, чтобы команды выбрали для себя название, чтобы нам легче было проводить конкурсы. (Выбор названий команд)
Кот: Для начала — 1 тур “РАЗМИНКА”.
По каждой сказке по одному вопросу для команды, отвечать же надо быстро. “Сказка о царе Салтане”
- Гвидон и царевна Лебедь – городские жители или сельские? (“Остров на море лежит, Град на острове стоит “)
- Есть ли у царевны Лебеди родственники? (“Это витязи морские, Мне ведь братья все родные”)
“Сказка о золотом петушке”
- Вся сияя, как заря, тихо встретила царя… кто? (Шемаханская царица)
- Что кричал петушок? (“Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!”)
“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”
- К кому обращается королевич Елисей в поисках царевны? (к солнцу, месяцу, ветру)
- Какое приданое было дано царице-мачехе? (Зеркальце. “Ей в приданое дано Было зеркальце одно; Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело”)
“Сказка о попе и работнике его Балде”
- У Балды был меньшой брат. Кто это? (Заяц)
- Какой лоб был у попа? (Толоконный)
“Сказка о рыбаке и рыбке”
- Какими словами бранила старика старуха? (“Дурачина ты, простофиля!”)
- Сколько лет жили старик со старухой у синего моря? (“Ровно 30лет и 3 года”)
2 тур УГАДАЙТЕ ПО ПОРТРЕТУ, КТО ЖЕ ЭТО ?
- В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка.
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
(Старуха — столбовая дворянка)
- Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
(Царица-мачеха)
- Поднялась – и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
(Царевна)
- Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
(Царевна Лебедь)
- Досветла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет, да сам и облупит.
(Балда)
- Смолоду был грозен он И соседям то и дело
Наносил обиды смело. (Царь Дадон)
- В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый Старый друг его скопец. (Мудрец)
- Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи.
(Шемаханская царица)
- Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя. (Месяц)
- Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется. (Золотой петушок)
3 тур ’СЛЕДЫ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ”
Вспомните строку из стихотворения А. С. Пушкина: “Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…” Никто никогда не видел ни этих следов, ни зверей. Попробуйте нарисовать их. У кого след окажется самым “невиданным”?
4 тур ’ ЧЕРНЫЙ ЯЩИК”
Угадать, что находится в черном ящике:
- Это предмет, с помощью которого некто пытался погубить прекрасную царевну. (Яблоко)
- Это предмет, который в одной из сказок говорит человеческим голосом. (Зеркало)
- Этот предмет – символ роскоши и благополучия столбовых дворянок. (Жемчужное ожерелье)
- Из этого предмета в сказке льют монету да пускают в ход по свету. (Скорлупка ореха)
5 тур “ВОССТАНОВИ ОРИГИНАЛ”
Командам предлагается в течение двух минут восстановить отрывок из сказки А. С. Пушкина. За каждое правильно угаданное слово – 1 балл.
-
-
- Постой, – Не видать ничьих следов
-
Отвечает ветер _________ , – Вкруг того места,
Там, за речкой___________ В том гробу твоя невеста.
Есть ___________ гора, (Буйный, тихоструйной, высокая,глубокая, печальной, хрустальный,пустого.)
В ней _____ нора;
В той норе, во тьме_____________ ,
Гроб качается _______________
На цепях между столбов.
(“Сказка о мертвой царевне…”)
- Тут она взмахнув ________ , А сама-то_________________ ,
Полетела над волнами Выступает, будто__________________ ;
И на берег с высоты А как речь-то говорит,
Опустилася в кусты, Словно ____________ журчит.
Встрепенулась,_______________ (Крылами, отряхнулась, царевной, И обернулась: звезда, величава, пава, реченька)
Месяц под косой блестит,
А во лбу ________________горит;
(“Сказка о царе Салтане…”)
6 тур “КОНКУРС АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВАМ”
Хотелось бы вам стать хоть на время героями сказок А.С.Пушкина? Это очень просто, стоит лишь представить себя на месте этого героя.
- Изобразите добрую царевну из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”. (Дети показывают средствами пантомимы, как царевна хозяйничает в доме семи богатырей, ест яблочко, спит очарованным сном).
- Представьте себе злого карлика Черномора из поэмы “Руслан и Людмила”. Какое у него лицо? (Дети показывают Черномора со злобным, свирепым, хитрым лицом, горбленной спиной, скрюченными пальцами).
- Покажите, как тетка князя Гвидона из “Сказки о царе Салтане” отбивается от КОМара. (Дети показывают, как баба боится комара, пытается его прогнать, как комар назойливо пытается сесть ей на нос снова и снова, как он ее укусил).
- Разы грайте конец “Сказки о попе и его работнике Балде”. (Дети показывают, как поп от страху корячится, потом подставляет лоб для первого щелчка и подпрыгивает; затем после второго щелчка поп высовывает язык, закатывая глаза; после третьего – падает замертво).
7 тур “БИТВА С ЧЕРНОМОРОМ” – блицтурнир.
Задача – ответить на вопросы, уложившись в одну минуту.
- Кто звал Балду тятей? (Попенок)
- Назовите отчество князя Гвидона. (Салтанович)
- Кем был Елисей, который разыскивал свою невесту? (Женихом королевичем)
- Что вынимала белка из орешка? (Ядра чистый изумруд)
- Кто такой Черномор? (Волшебник)
- Что ел Балда? (Вареную полбу)
- Кто ест за четверых, работает за семерых? (Балда)
- Там русский дух, и чем там пахнет? (Русью)
- Остров, на котором жил Гвидон. (Буян)
- Корабельщики в ответ: мы… (Объехали весь свет)
- Жил старик со своею старухою… В чем? (В землянке)
- Жена Гвидона (Царевна Лебедь)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Ведущий: Надеюсь, что всем вам захочется еще и еще раз перечитать сказки А. С. Пушкина. А когда станете взрослыми, будете перечитывать сказки своим детям, каждый раз, открывая для себя что-то новое. Ведь сказки Пушкина — это наука о жизни, на которой выросло не одно поколение. Помните слова, которыми заканчивается “Сказка о золотом петушке?”
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Какая бы ни была сказка – веселая или грустная, страшная или смешная, – она учит нас Добру. Не забывайте об этом, добрые молодцы и красные девицы! До новых встреч!
Составитель: зав. чит/залом ДО Алданской ЦБС – Нестерова Н.В.
г. Алдан, 2005 год