Skip to main content

Загадки ученого кота (творческий конкурс)

0
(0)

 

Кот: Здравствуйте, ребята! А вы знаете, кто я? (Ответы детей) Верно, я – Кот Ученый. Помните? “Идет направо – песнь заводит, налево — сказку говорит”. Так про меня сказал поэт. А имя этого поэта вы знаете? (Ответы детей)

Ведущий: Молодцы! Конечно же, вы правильно узнали Ученого Кота из поэмы А. С. Пушкина “Руслан и Людмила”. А скажете, в какой стране живет этот Кот? Кот: Молодцы! А кто еще живет в Лукоморье, вы знаете?

Дети: Русалка, Леший, тридцать Витязей и Дядька их морской, Колдун, Баба Яга, Кощей, королевич и царевна.

Кот: Лукоморье описал Александр Сергеевич Пушкин. А узнал он о нем в раннем детстве от своей няни – Арины Родионовны.

Ведущий: Да, действительно, как и к каждому из вас, сказка пришла к Александру Сергеевичу в детстве. Няня пела маленькому Саше про востроносую лодку с гребцами – удалыми молодцами, про душу-девицу – лебедушку, про селезня и серую утицу. Сказки приходили по вечерам, как награда за весь день. В сказках Добрые воевали со Злыми. Злые же были сильными и ловкими. Добрым приходилось очень трудно. Но в конце концов побеждали Добрые, – они оказывались все- таки сильнее. А Саша вздыхал с облегчением после всех страхов и волнений. Мальчик свою няню очень любил, называл ее ласково мамушкой. Говор у нее был особый, певучий, говорила она “окая”, ведь няня была неграмотной простой крестьянкой. Но именно ей Пушкин посвятил эти строки:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя,

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Кот: Став старше, Александр стал записывать сказки няни в отдельную тетрадь и позже на их основе создал уже свои чудесные сказки. Вот сравните:

“У моря-лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот; вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет… Из моря выходят тридцать отроков точь-в-точь ровны и голосом, и волосом, и лицом и ростом; а выходят из моря они ровно на один час. Караулит их и гонит обратно в море старик… ” Так выглядят записи Пушкина со слов няни.

Ведущий: В доме маленького Саши детям преподавали иностранные языки: французский, немецкий, английский. Первые Сашины стихи были написаны на французском языке. Учебное заведение, в которое он поступил, став старше, называлось Лицей. Лицеист Пушкин прекрасно рисовал, музицировал, говорил на иностранных языках. В Лицее он начал писать поэму “Руслан и Людмила”.

Кот: Ребята, открою вам маленький секрет. Сказки, написанные Александром Сергеевичем, предназначались для взрослых. Они были написаны в пору творческого расцвета Пушкина, одновременно с самыми глубокими и серьезными его произведениями. А вот, например, у “Сказки о царе Салтане…” очень интересная история. Тетрадь с записями сказок Арины Родионовны, о которой мы уже говорили, Пушкин показал Жуковскому, своему другу. Между поэтами произошло своеобразное соревнование. Каждый взял из няниных сказок по одному сюжету и написал сказку: Пушкин – “Сказку о царе Салтане”, а Жуковский – “Сказку о царе Берендее”. Сказка Пушкина имела большой успех, и Жуковский уже не в первый раз признал себя побежденным.

Ведущий: Давайте вспомним названия известных вам сказок А. С. Пушкина.

Дети: “Сказка о медведихе “

  •  “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
  •  князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне лебеди”
  •  “Сказка о попе и работнике его Балде”
  •  “Сказка о рыбаке и рыбке”
  •  “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”
  •  “Сказка о золотом петушке”

Ведущий: Да, названия сказок вы вспомнили отлично, молодцы! А кто хочет

блеснуть знанием текста сказок? Кто смелый? Желающие могут выйти по очереди

и прочитать отрывок из своей любимой сказки А. С. Пушкина. За это Кот Ученый каждому из вас даст приз. (Конкурс чтецов)

Ведущий: Я вижу, что здесь собрались, действительно, знатоки сказок Пушкина. И самое время начать конкурс между двумя командами, по окончании которого мы узнаем, кто же лучше знает содержание всех пушкинских сказок.

Кот: Подождите, прежде надо, чтобы команды выбрали для себя название, чтобы нам легче было проводить конкурсы. (Выбор названий команд)

Кот: Для начала — 1 тур “РАЗМИНКА”.

По каждой сказке по одному вопросу для команды, отвечать же надо быстро. “Сказка о царе Салтане”

  •  Гвидон и царевна Лебедь – городские жители или сельские? (“Остров на море лежит, Град на острове стоит “)
  • Есть ли у царевны Лебеди родственники? (“Это витязи морские, Мне ведь братья все родные”)

“Сказка о золотом петушке”

  •  Вся сияя, как заря, тихо встретила царя… кто? (Шемаханская царица)
  •  Что кричал петушок? (“Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!”)

“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”

  •  К кому обращается королевич Елисей в поисках царевны? (к солнцу, месяцу, ветру)
  •  Какое приданое было дано царице-мачехе? (Зеркальце. “Ей в приданое дано Было зеркальце одно; Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело”)

“Сказка о попе и работнике его Балде”

  •  У Балды был меньшой брат. Кто это? (Заяц)
  •  Какой лоб был у попа? (Толоконный)

“Сказка о рыбаке и рыбке”

  •  Какими словами бранила старика старуха? (“Дурачина ты, простофиля!”)
  •  Сколько лет жили старик со старухой у синего моря? (“Ровно 30лет и 3 года”)

2 тур  УГАДАЙТЕ ПО ПОРТРЕТУ, КТО ЖЕ ЭТО ?

  1.  В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка.

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

(Старуха — столбовая дворянка)

  1.  Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла,

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

(Царица-мачеха)

  1.  Поднялась – и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

(Царевна)

  1.  Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

(Царевна Лебедь)

  1.  Досветла все у него пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит, закупит,

Яичко испечет, да сам и облупит.

(Балда)

  1.  Смолоду был грозен он И соседям то и дело

Наносил обиды смело. (Царь Дадон)

  1.  В сарачинской шапке белой,

Весь как лебедь поседелый Старый друг его скопец. (Мудрец)

  1.  Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя.

Как пред солнцем птица ночи,

Царь умолк, ей глядя в очи.

(Шемаханская царица)

  1.  Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя. (Месяц)

  1.  Чуть опасность где видна,

Верный сторож, как со сна,

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется. (Золотой петушок)

 

3 тур ’СЛЕДЫ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ”

Вспомните строку из стихотворения А. С. Пушкина: “Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…” Никто никогда не видел ни этих следов, ни зверей. Попробуйте нарисовать их. У кого след окажется самым “невиданным”?

 

4 тур ’ ЧЕРНЫЙ ЯЩИК”

Угадать, что находится в черном ящике:

  •  Это предмет, с помощью которого некто пытался погубить прекрасную царевну. (Яблоко)
  •  Это предмет, который в одной из сказок говорит человеческим голосом. (Зеркало)
  •  Этот предмет – символ роскоши и благополучия столбовых дворянок. (Жемчужное ожерелье)
  •  Из этого предмета в сказке льют монету да пускают в ход по свету. (Скорлупка ореха)

 

5 тур “ВОССТАНОВИ ОРИГИНАЛ”

Командам предлагается в течение двух минут восстановить отрывок из сказки А. С. Пушкина. За каждое правильно угаданное слово – 1 балл.

      1.  Постой,                                      – Не видать ничьих следов

Отвечает ветер _________ ,                                    Вкруг того   места,

Там, за речкой___________                                      В том гробу твоя невеста.

Есть ___________ гора,                                        (Буйный, тихоструйной, высокая,глубокая, печальной, хрустальный,пустого.)

В ней _____ нора;

В той норе, во тьме_____________ ,

Гроб качается _______________

На цепях между столбов.

(“Сказка о мертвой царевне…”)

  1.  Тут она взмахнув ________ ,                    А сама-то_________________ ,

Полетела над волнами                                         Выступает, будто__________________ ;

И на берег с высоты                                            А как речь-то говорит,

Опустилася в кусты,                                             Словно ____________ журчит.

Встрепенулась,_______________                        (Крылами, отряхнулась, царевной, И обернулась: звезда, величава, пава, реченька)

Месяц под косой блестит,

А во лбу ________________горит;

(“Сказка о царе Салтане…”)

 

6 тур “КОНКУРС АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВАМ”

Хотелось бы вам стать хоть на время героями сказок А.С.Пушкина? Это очень просто, стоит лишь представить себя на месте этого героя.

  1.  Изобразите добрую царевну из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”. (Дети показывают средствами пантомимы, как царевна хозяйничает в доме семи богатырей, ест яблочко, спит очарованным сном).
  2.  Представьте себе злого карлика Черномора из поэмы “Руслан и Людмила”. Какое у него лицо? (Дети показывают Черномора со злобным, свирепым, хитрым лицом, горбленной спиной, скрюченными пальцами).
  3.  Покажите, как тетка князя Гвидона из “Сказки о царе Салтане” отбивается от КОМара. (Дети показывают, как баба боится комара, пытается его прогнать, как комар назойливо пытается сесть ей на нос снова и снова, как он ее укусил).
  1.  Разы грайте конец “Сказки о попе и его работнике Балде”. (Дети показывают, как поп от страху корячится, потом подставляет лоб для первого щелчка и подпрыгивает; затем после второго щелчка поп высовывает язык, закатывая глаза; после третьего – падает замертво).

 

7 тур “БИТВА С ЧЕРНОМОРОМ” – блицтурнир.

Задача – ответить на вопросы, уложившись в одну минуту.

  •  Кто звал Балду тятей? (Попенок)
  •  Назовите отчество князя Гвидона. (Салтанович)
  •  Кем был Елисей, который разыскивал свою невесту? (Женихом королевичем)
  •  Что вынимала белка из орешка? (Ядра чистый изумруд)
  •  Кто такой Черномор? (Волшебник)
  •  Что ел Балда? (Вареную полбу)
  •  Кто ест за четверых, работает за семерых? (Балда)
  •  Там русский дух, и чем там пахнет? (Русью)
  •  Остров, на котором жил Гвидон. (Буян)
  •  Корабельщики в ответ: мы… (Объехали весь свет)
  •  Жил старик со своею старухою… В чем? (В землянке)
  •  Жена Гвидона (Царевна Лебедь)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Ведущий: Надеюсь, что всем вам захочется еще и еще раз перечитать сказки А. С. Пушкина. А когда станете взрослыми, будете перечитывать сказки своим детям, каждый раз, открывая для себя что-то новое. Ведь сказки Пушкина — это наука о жизни, на которой выросло не одно поколение. Помните слова, которыми заканчивается “Сказка о золотом петушке?”

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

Какая бы ни была сказка – веселая или грустная, страшная или смешная, – она учит нас Добру. Не забывайте об этом, добрые молодцы и красные девицы! До новых встреч!

 

Составитель: зав. чит/залом ДО Алданской ЦБС – Нестерова Н.В.

г. Алдан, 2005 год

Насколько вам понравилась публикация?

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.