
– первый профессиональный художник
Имя Ивана Васильевича Попова, первого народного и профессионального художника и этнографа известно многим. Родился он в 1873 году в с.Ытык – Кёль Таттинского улуса в семье сельского священника. К рисованию интерес проснулся у него ещё в детстве. В юношеском возрасте пробует писать маслом. Он рос, как художник-самоучка, не у кого было учиться. Только в тридцатилетием возрасте его заветная мечта исполняется – он едет в г. Санкт-Петербург получать профессиональное образование. В дореволюционные годы Иван Попова интересует якутская этнография. Этому способствовали поступившие из Петербурга заказы на сбор этнографического материала для музея Александра III и Гамбургского и Берлинского этнографических музеев. Часть своей собирательской работы Иван Попов высылал Археологической комиссии РАН. В своих отчетах он указывал местонахождения и описание старинных якутских захоронений. Его многолетняя работа по собиранию предметов материальной культуры народа, сказалась на дальнейшую направленность его творчества. Постепенно он начинает фиксировать орнамент, памятники народного искусства и этнографию. Его натурные пейзажи и интерьерные этюды соответственно имеют этнографизм. Одновременно Иван Васильевич ездит по улусам и записывает в литературной форме рассказы в ходе своих наблюдений за жизнью якутов. Интересен тот факт, что коллекция Попова, собранная им в течении долгого времени, через Александра попала в Германию, в этнографические музеи Берлина, Гамбурга, Лейпцига и Франкфурте-на-Майне. Эти музеи могли приобрести якутские коллекции в Петербурге незадолго до I Мировой войны. Попов был и прекрасным фотографом, что дает возможность созерцать жизнь и быт якутского народа наглядно. До революции Иван Васильевич окончательно обосновался в с. Ытык-Кёль. Там он работал учителем, лечил людей народными средствами. В 20-е годы работа Попова была очень разнообразной: он занимался политической, хозяйственной жизнью рабочего населения, краеведческой и творческой работой. В 1921 году работал в подотделе исследования Сибири. В 1925-30 гг. становится членом научно-исследовательского общества «Саха кэскилэ». Им сделаны важные работы по сбору коллекций и исследованию арангасов. В 20-е и последующие годы Попов начинает записывать у местных сведения по народной медицине, записывает якутские загадки и песни, приметы, записи русских слов, которые вошли в якутский язык. В сборник С.П. Ойунской «Якутские загадки» вошли некоторые загадки И.В. Попова. Самих загадок, которые ныне хранятся в Якутском филиале СО АН СССР, насчитывается 280.Двадцатые годы, характерные для Попова жанры – это интерьер, анималистика, портрет и архитектура. Интерьерный жанр заметен в работах «Интерьер старинной урасы» и «Старинная Якутская поварня». В 1928 году он заканчивает работу «Якутск конца XVII столетия», пейзаж которого он задумал ещё в дореволюционные годы. В конце двадцатых годов был создан «Якутский шаман».
В тридцатых годах Попов много внимания уделял тому новому, что входило в быт якутского села, работал над композициями, изображающими строительство школы, дома культуры, телеграфную связь в деревне и тому прочее. Нередко при этом он прибегал к приему непосредственного контрастного сопоставления нового со старым, уходящим из жизни народа. Среди картин тридцатых годов известны такие, как «Строительство школы», «Строительство Дома культуры», этюды «Первый трактор», «Телеграфная связь в селе», эскизы к картинам «Встреча коня с трактором», «Дирижабль над Якутией». В годы Великой Отечественной войны Иван Васильевич много работает над созданием двух больших сюжетно-композиционных картин «Хохочой» и «Зверство белобандитов» из эпохи гражданской войны в Якутии, а также над эскизами ряда задуманных им больших творческих полотен «Богатыри», «Манчары», «Орджоникидзе в Якутии», «Бойцы Красной Армии», «Герой Социалистического труда», «Ковер тайги» и других. В январе 1945 года Ивану Васильевичу присудили звание народного художника Якутской АССР. До революции он входил в Русское Географическое общество. В двадцатые годы Иван Васильевич сотрудничал в научно – исследовательском и культурно-просветительном обществе «Саха кэскилэ», задачей которого являлось собирание данных по материальной и художественной культуре якутского народа. А все последующие свои годы не прерывал связи с республиканским краеведческим музеем. Его этнографические зарисовки использованы в таких капитальных трудах, как «История Якутии», сводные издания «Народы Сибири» и «Историко-этнографический атлас Сибири», монография С.В. Иванова «Материалы по изобразительному искусству народов Сибири». Кроме фиксирования разрозненных мотивов, Иван Васильевич работал над сложными орнаментальными композициями, такими как «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Красная звезда», «Серп и молот», в основе которых лежат мотивы советской эмблематики. Ещё в 1944 году возникла идея создания собственного музея – Кёле действует литературно-этнографический музей – комплекс в местности «Хадаайы», стоит Дом-музей И. В. Попова. Основные произведения художника бережно хранятся в фондах Национального Художественного музея PC (Я), музеях и частных коллекциях Республики.