Skip to main content

Попов Иван Васильевич

0
(0)

 

– первый профессиональный художник

Имя Ивана Васильевича Попова, первого народного и профессионального художника и этнографа известно многим. Родился он в 1873 году в с.Ытык – Кёль Таттинского улуса в семье сельского священника. К рисованию интерес проснулся у него ещё в детстве. В юношеском возрасте пробует писать маслом. Он рос, как художник-самоучка, не у кого было учиться. Только в тридцатилетием возрасте его заветная мечта исполняется – он едет в г. Санкт-Петербург получать профессиональное образование. В дореволюционные годы Иван Попова интересует якутская этнография. Этому способствовали поступившие из Петербурга заказы на сбор этнографического материала для музея Александра III и Гамбургского и Берлинского этнографических музеев. Часть своей собирательской работы Иван Попов высылал Археологической комиссии РАН. В своих отчетах он указывал местонахождения и описание старинных якутских захоронений. Его многолетняя работа по собиранию предметов материальной культуры народа, сказалась на дальнейшую направленность его творчества. Постепенно он начинает фиксировать орнамент, памятники народного искусства и этнографию. Его натурные пейзажи и интерьерные этюды соответственно имеют этнографизм. Одновременно Иван Васильевич ездит по улусам и записывает в литературной форме рассказы в ходе своих наблюдений за жизнью якутов. Интересен тот факт, что коллекция Попова, собранная им в течении долгого времени, через Александра попала в Германию, в этнографические музеи Берлина, Гамбурга, Лейпцига и Франкфурте-на-Майне. Эти музеи могли приобрести якутские коллекции в Петербурге незадолго до I Мировой войны. Попов был и прекрасным фотографом, что дает возможность созерцать жизнь и быт якутского народа наглядно. До революции Иван Васильевич окончательно обосновался в с. Ытык-Кёль. Там он работал учителем, лечил людей народными средствами. В 20-е годы работа Попова была очень разнообразной: он занимался политической, хозяйственной жизнью рабочего населения, краеведческой и творческой работой. В 1921 году работал в подотделе исследования Сибири. В 1925-30 гг. становится членом научно-исследовательского общества «Саха кэскилэ». Им сделаны важные работы по сбору коллекций и исследованию арангасов. В 20-е и последующие годы Попов начинает записывать у местных сведения по народной медицине, записывает якутские загадки и песни, приметы, записи русских слов, которые вошли в якутский язык. В сборник С.П. Ойунской «Якутские загадки» вошли некоторые загадки И.В. Попова. Самих загадок, которые ныне хранятся в Якутском филиале СО АН СССР, насчитывается 280.Двадцатые годы, характерные для Попова жанры – это интерьер, анималистика, портрет и архитектура. Интерьерный жанр заметен в работах «Интерьер старинной урасы» и «Старинная Якутская поварня». В 1928 году он заканчивает работу «Якутск конца XVII столетия», пейзаж которого он задумал ещё в дореволюционные годы. В конце двадцатых годов был создан «Якутский шаман».

В тридцатых годах Попов много внимания уделял тому новому, что входило в быт якутского села, работал над композициями, изображающими строительство школы, дома культуры, телеграфную связь в деревне и тому прочее. Нередко при этом он прибегал к приему непосредственного контрастного сопоставления нового со старым, уходящим из жизни народа. Среди картин тридцатых годов известны такие, как «Строительство школы», «Строительство Дома культуры», этюды «Первый трактор», «Телеграфная связь в селе», эскизы к картинам «Встреча коня с трактором», «Дирижабль над Якутией». В годы Великой Отечественной войны Иван Васильевич много работает над созданием двух больших сюжетно-композиционных картин «Хохочой» и «Зверство белобандитов» из эпохи гражданской войны в Якутии, а также над эскизами ряда задуманных им больших творческих полотен «Богатыри», «Манчары», «Орджоникидзе в Якутии», «Бойцы Красной Армии», «Герой Социалистического труда», «Ковер тайги» и других. В январе 1945 года Ивану Васильевичу присудили звание народного художника Якутской АССР. До революции он входил в Русское Географическое общество. В двадцатые годы Иван Васильевич сотрудничал в научно – исследовательском и культурно-просветительном обществе «Саха кэскилэ», задачей которого являлось собирание данных по материальной и художественной культуре якутского народа. А все последующие свои годы не прерывал связи с республиканским краеведческим музеем. Его этнографические зарисовки использованы в таких капитальных трудах, как «История Якутии», сводные издания «Народы Сибири» и «Историко-этнографический атлас Сибири», монография С.В. Иванова «Материалы по изобразительному искусству народов Сибири». Кроме фиксирования разрозненных мотивов, Иван Васильевич работал над сложными орнаментальными композициями, такими как «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Красная звезда», «Серп и молот», в основе которых лежат мотивы советской эмблематики. Ещё в 1944 году возникла идея создания собственного музея – Кёле действует литературно-этнографический музей – комплекс в местности «Хадаайы», стоит Дом-музей И. В. Попова. Основные произведения художника бережно хранятся в фондах Национального Художественного музея PC (Я), музеях и частных коллекциях Республики.

Насколько вам понравилась публикация?

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.