Skip to main content

Сценарий библиотечного урока для учащихся 5-6 классов «Дар слова»

0
(0)


 

«Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении», – так сказал об ораторском искусстве Марк Туллий Цицерон, считавшийся одним из самых красноречивых людей своего времени.

Но ведь умение говорить хорошо необходимо каждому: для достижения взаимопонимания люди должны уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли. А это и значит быть оратором.

Все вы, наверное, знаете, что в русском языке существуют устойчивые словосочетания, значения которых не выводится из значения слов, их составляющих. Эти словосочетания называют фразеологизмами. Например, «не солоно хлебавши», «бить баклуши» и многие другие.

Использование фразеологизмов делает речь более живой и афористичной. Но, чтобы правильно их употреблять, нужно точно знать их значение.

«Подбери глагол по смыслу»

(командам поочередно зачитываются фразеологизмы. Они должны к каждому подобрать слово с тем же значением):

  •  Повесить нос – приуныть;
  •  вставлять палки в колеса — мешать;
  •  надуть губы – обидеться;
  •  пускать пыль в глаза – обманывать, хвастаясь;
  •  наступать на пятки – догонять;
  •  втирать очки – обманывать;
  •  делать из мухи слона – преувеличивать;
  •  сесть в лужу – оказаться в смешном положении, потерпеть неудачу;
  •  найти дорогу к сердцу – понравиться

«Пословицы и поговорки».

Остроумие и изящество нашей речи смогут придать русские пословицы и поговорки, особенно если они произнесены к месту.

Предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки, о речи и языке. Произнесите их по очереди, проиграет та команда, которая первой не сможет вспомнить пословицу или поговорку.

  •  Язык острее бритвы;
  •  ради красного словца не пожалеет и отца;
  •  язык до Киева доведет;
  •  ты ему по секрету, а он всему свету;
  •  ты ему слово, а он тебе два;
  •  когда больше двух, говорят вслух;
  •  язык мой — враг мой;
  • слово — серебро, молчание – золото;
  •  слово не воробей, вылетит – не поймаешь;
  •  из песни слова не выкинешь;
  •  ешь пирог с грибами и держи язык за зубами.

 

«За кем последнее слово».

Оратору необходимо обладать умением быстро и точно подбирать эпитеты. Например, осень можно назвать золотой, печальной, разноцветной, нарядной и т. д. Давайте посмотрим, как велик ваш словарный запас…

(.Команды выстраиваются напротив друг друга. Ведущий вместе с мячом «бросает» первому члену команды какое-либо слово (например, «друг»). Задача игрока — передать мяч в другую команду, дав определение к этому слову («верный друг»). Мяч должен пройти через всех игроков, а определение нельзя повторять. Проигрывает та команда, оставившая у себя мяч.) Хороший оратор – человек эрудированный. Эрудиция – это широкая и многосторонняя осведомленность о многих вещах, явлениях, в широком смысле – обо всем.

Но зачастую оратору приходиться полагаться на собственную находчивость. Он должен уметь не растеряться в трудной ситуации, найти выход, уметь применять не только знания, но и воображение.

«Агнонимы».

Термин «агноним» можно расшифровать так: это слово, значение которого я не знаю. То есть «агнонимы» – это те слова, которые мы употребляем не в их настоящем значении, а в том, которое мы им – по незнанию — приписываем. Например, в романе Михаила Шолохова « Поднятая целина» дед Щукарь, не отличавшийся ни грамотностью, ни эрудицией так объяснял значение слова «акварель»: «Это красивая девка» Попробуйте, подобно деду Щукарю, объяснить значение некоторых слов и придумайте предложения с этими словами.

  •  атараксия (невозмутимость).
  •  баггинг (подслушивание при помощи электронных устройств).
  •  вивисекция (вскрытие живого животного с целью изучения физиологии).
  • эпигонство (нетворческое, механическое следование традиционным художественным приемам, стилю и т. п., подражание)

{Ребята пишут на листочках значения этих слов, которые сами им придумали).

 

«Слова на одну букву».

Это конкурс на находчивость. Ваша задача – написать за три минуты рассказ, где все слова будут начинаться на одну и ту же букву. (После выполнения задания ребята зачитывают свои рассказы)

«Одной строкой»

Оратор должен уметь выделить главную мысль, акцентировать на ней внимание слушателей. Каждый день телевидение, радио и печать обрушивают на человека море информации. Новости бывают разные – большие и маленькие. Есть такие короткие, что для них сложилось особое название: «новость одной строкой». Попробуйте придумать однострочное сочетание о событии, произошедшем где-то в мире. При этом обязательно употребить в тексте сообщения пять данных мною слов. {Выдает ребятам карточки с пятью существителъньши).

Все предложенные существительные можно превращать в глаголы и прилагательные, можно добавлять к предложенным словам сколько угодно других слов; главное – чтобы сообщение имело хоть какой-то смысл.

  •  Лихтенштейн, оазис, фильм, паника, обвинение
  •  Тунис, павильон, наводнение, болезнь, юбилей.

«Интонация»

Когда человек говорит, его речь можно условно разделить на две составные части. Первая – это содержание речи: слова и предложения. Вторая – это интонация, с которой произносятся эти слова и предложения. Порой интонация бывает более важна, чем содержание. Возьмем алфавит и прочитаем его с разной интонацией: как…

  •  некролог
  •  признание в любви
  •  приговор суда
  •  репортаж с футбольного матча

«Речь на заданную тему»

А теперь мы подошли к самому главному. Попытаемся произнести настоящую речь.

Но перед этим я дам вам еще несколько практических советов, которыми необходимо руководствоваться во время выступления.

  •  будьте последовательны в своей речи. Не переходите к следующему пункту выступления, пока не закончите предыдущий. Многократное возвращение к недосказанному производит крайне неблагоприятное впечатление
  •  начинайте выступление с наиболее существенных положений, оставляя на конец случайное и второстепенное
  •  не тратьте время на то, что не является необходимым, без чего можно обойтись в выступлении
  •  не повторяйтесь. Если считаете необходимым повторить сказанное, оговорите это специально. Дайте понять, что это намеренное повторение
  •  не уходите в сторону от обсуждаемого вопроса; не отвлекайтесь на посторонние, малозначительные для сути дела проблемы, факты, сведения и примеры
  •  в конце выступления обобщите сказанное и сделайте выводы

Темы

  •  Осенние каникулы слишком короткие
  •  Молоко пить полезно
  •  Море – лучший доктор
  •  память можно развивать

(Дается 5 минут на подготовку, затем ребята зачитывают речи)

Итак, хороший оратор должен уметь говорить правильно и использовать в своей речи такие приемы, как: употребление цитат, фразеологизмов, крылатых слов, пословиц, поговорок, юмористических моментов.

Оратору необходимо обладать широкой эрудицией и находчивостью. Речь необходимо построить так, чтобы она была краткой и касалась существа вопроса. Стоит придать речи эмоциональный оттенок и поработать над интонацией.

Кроме того, нужно соблюдать определенную логику изложения.

Это всего лишь некоторые из тех правил, которым нужно следовать, чтобы грамотно и четко выстроить любое выступление перед аудиторией.

 

п. Тикси

Насколько вам понравилась публикация?

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.