Подготовка: инсценировать с детьми сказки “Айболит” и “Муха- Цокотуха”
С элементами костюмов, найти звукозаписи сказок в Исполнении автора, нарисовать 7 крокодилов из разных сказок Чуковского. В сундучок положить блюдце, мыло, воздушный Шарик и т.п. по текстам сказок.
Оформление: портрет Чуковского, телефон, рисунки детей по мотивам сказок.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями наших любимых сказок Корнея Ивановича Чуковского. (Звонит телефон) У меня зазвонил телефон. Кто говорит?
Дети: Слон.
Вед.: Откуда?
Дети: От верблюда.
Вед: Что вам надо?
Дети: Шоколада.
Вед.: Корней Иванович не только писал книжки для детей, которых очень любил. В Переделкино, где писатель жил в свои последние годы, он построил детскую библиотеку. Чуковский часто ходил в детские сады и школы, чтобы поговорить с ребятишками, почитать им свои веселые стихи и сказки. Маленьким друзьям он казался настоящим великаном, добрым волшебником, щедрым на ласку, звонкое слово, громкий смех. Дети называли Корнея Ивановича ласковым именем Чукоша. Его приход всегда был для них праздником.
(Звучит запись сказки в исполнении Чуковского)
Вед.: Ну кто не знает его сказок! Даже взрослые люди, папы и мамы, бабушки и дедушки помнят с детства веселые строчки:
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Он на свете всех добрей,
Лечит он больных зверей.
И даже бегемота Вытащил из болота.
Он известен, знаменит-
Это-…(Доктор Айболит)
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно, раньше он писал взрослые книги. Но однажды его маленький сынишка заболел. Они ехали в ночном поезде. Мальчик капризничал и плакал, Чтобы как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать сказку:
Жил на свете Крокодил.
Он по улицам ходил…
Мальчик затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил отца повторить вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее слово в слово.
А вот еще один случай. Однажды в квартире Чуковских стоял громкий плач. Это ревела маленькая дочка – капризничала и не хотела умываться. Отец взял ее на руки и сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
– Стыд и срам! Стыд и срам!
Давайте, ребята, сделаем остановку. Вы помните, что героем многих сказок Чуковского был Крокодил? Давайте, назовем их.
(Игра. Детям показывают изображения Крокодила из разных сказок Чуковского, сопровождая строчками стихов. Дети называют сказки.)
- Бедный Крокодил
Жабу проглотил.
2. Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил:
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил.
- Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши.
- Жил да был Крокодил.
Он по улицам ходил.
- Но вот из-за Нила Горилла идет,
Горилла идет,
Крокодила ведет.
- Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил,
А из пасти из зубастой Солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
- Долго, долго Крокодил
Море синее тушил
Пирогами и блинами,
И сушеными грибами. Молодцы, ребята!
Иногда в сказках Чуковского живут очень страшные и ужасные чудовища. И мы каждый раз убеждаемся, что смелый и веселый человек – самый сильный на свете. Вспомните, как отважный Ваня Васильчиков победил Крокодила:
– Ты, злодей, пожираешь людей,
Так за это мой меч –
Твою голову с плеч! –
И взмахнул своей саблей игрушечной.
И сказал Крокодил:
– Ты меня победил!
Не губи меня, Ваня Васильчиков!
В сказках Чуковского Зло можно победить и смехом:
Разве это великан? (Ха-ха-ха!)
Это просто таракан! (Ха-ха-ха!)
Таракан, таракан, таракашечка,
Жидконогая козявочка – букашечка.
И в самом деле: Такого “страшного” зверя можно победить в одну минуту. Все боялись, а Воробей прилетел:
Взял и клюнул таракана,
Вот и нету великана.
А сейчас давайте поиграем. Угадайте, из каких сказок эти строчки:
- Бедные, бедные звери!
Воют, рыдают, ревут!
И в каждой берлоге
И в каждой пещере
Злого обжору клянут. (Тараканище)
- Тут и мыло подскочило И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусалось как оса. (Мойдодыр)
- Прибежали светлячки,
Зажигали огоньки- То-то стало весело,
То-то хорошо! (Муха – Цокотуха)
- Лапти созрели, Валенки поспели.
Что же вы зеваете,
Их не обрываете? (Чудо – дерево)
- А на нем, а на нем,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
“Уходите, бегите, спасайтеся!” (Федорино горе)
- Солнце по небу гуляло И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно –
Стало заиньке темно. (Краденое солнце)
- А лисички взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли. (Путаница)
- Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу,
Только где же вы живете –
На горе или в болоте? (Айболит)
Сейчас, ребята, мы посмотрим сценку из этой сказки. (Сценка из “Айболита”) Ведущий: Доктор Айболит – друг всех зверушек. Со всеми своими бедами идут к Айболиту звери.
Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит.
А теперь мы вместе будем рассказывать сказки: я начну, а вы продолжите: Милая девочка Лялечка!
С куклой гуляла она.
И на Таврической улице Вдруг увидала …(слона)
А потом позвонили зайчатки:
Нельзя ли прислать …(перчатки)
Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете как …(белки)
Вам ли бегать за воротами С воробьями …(желторотыми)
Вы в канаву упадете,
Вы утонете …(в болоте)
Вдруг из маминой из спальни Кривоногий и …(хромой)
Выбегает …(умывальник)
И качает головой.
Корней Иванович любил шуточные нелепицы. Помните, какая путаница вышла в его сказке? А давайте, исправим зверюшек:
Свинки замяукали: Мяу, мяу…
Дети: это кошки.
Вед.: Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю!
Дети: это свинки.
Вед.: Уточки заквакали: Ква, ква, ква!
Дети: Это лягушки.
Вед.: Курочки закрякали: Кря, кря, кря!
Дети: Это уточки.
Вед.: Прибежал медведь И давай реветь: Ку-ка -ре-ку!
Дети: это петух.
Вед.: Молодцы! Сейчас мы посмотрим сценку из сказки “Муха – Цокотуха” (Сценка)
Вед.: Давайте послушаем стихотворение о юной художнице.
Школьница читает стихотворение “Закаляка”.
Вед.: А вы рисовать любите? Из нашей книжки все картинки вылезли, и теперь не знают, кто в какой сказке живет. Давайте поможем сказочным героям? В какой сказке живут…:
- Зайчатки, мартышки, цапля, крокодил, медведь, свинья, газели, кенгуру? (Телефон).
- Жаба, хромая собака, слониха, еж, воробей, раки и таракан? (Тараканище)
- Одеяло, простыня, пироги, утюги, брюки, башмаки и мыло? (Мойдодыр)
- Бараны, зайчики, крокодил, медведь и солнце? (Краденое солнце)
- Акулы, слоны, бегемот, горилла и крокодил? (Бармалей)
Вот и расселили мы проказников по местам. Теперь давайте послушаем музыкальные загадки Корнея Чуковского. А споют их ваши друзья из детского сада.
(Дети под аккомпанемент исполняют загадки Чуковского. Зрители отгадывают).
Ведущий: Посмотрите-ка, ребята, какую посылку мы получили:
Сундучок, сундучок!
Позолоченный бочок,
Расписная крышка,
Медная задвижка.
Раз, два, три, четыре, пять- Можно крышку открывать!
Ой, ребята, сколько здесь разных вещей! Наверное, их кто-то потерял, нужно помочь им найтись. Верно? Но мы должны не только назвать сказку, но и вспомнить какой-нибудь отрывок из нее. Вот тогда вещи и вернутся на свое место.
Ведущий достает из сундучка предметы, кто-то из зала называет сказка и читает четверостишие из нее:
- Телефон
- Воздушный шарик (Тараканище)
- Мыло (Мойдодыр)
- Блюдце (Федорино горе)
- Калоша (Телефон)
- Термометр (Айболит)
Вот и разобрались мы с сундучком. Ничего не забыли? Хотите послушать английские песенки, которые Корней Иванович перевел для нас на русский язык?
(Воспитанники детского сада поют под аккомпанемент)
Ведущий: Пора заканчивать наш праздник. Спасибо, что вы приняли в нем такое активное участие. И если вы встретите человека, который никогда не слышал о Чуковском, не знает его сказок, обязательно расскажите ему все, что вы сегодня узнали. До свидания!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дополнительные игры и вопросы.
Вставьте слово, которое забыл написать гном Забывалка:
Прибежали…
Зажигали огоньки Приходила к Мухе Бабушка-…
Мухе – Цокотухе Меду принесла.
Муравей, муравей,
Не жалеет…
Приходили к Мухе…
Приносили ей …
Тут букашки и…
Выползают из-под…
Бабочка -…
Кушайте…
Или вам не нравится Наше…
Тараканы прибегали,
Все стаканы…
Ответьте на мои вопросы:
- На чем передвигался Айболит? (орел, кит, волк)
- Сколько стоит мухин самовар? (одна денежка)
- В какой сказке насекомое всех напугало? (Тараканище)
- В каких сказках от нерях сбежали все вещи? (Мойдодыр и Федорино горе)
- В каком порядке в сказке “Телефон” звери звонили, и что они просили?
- Крокодил – калоши
- Зайчатки – перчатки
- Мартышки – книжки
- Медведь – спасти моржа
- Цапли – капли
- Свинья – соловья
- Газели – качели
- Кенгуру – квартиру Мойдодыра
- Носорог – спасти бегемота.
- По сколько чашек чая выпивали букашки из мухиного самовара? (по 3)
- Сколько суток болели зубки у акулят? (12)
- Какой № телефона у Мойдодыра? (125)
- Из каких сказок эти пляски?
- Вот обрадовались звери,
Заплясали и запели,
Ушками захлопали,
Ножками затопали. (Путаница)
- Стали зайки по лужайке Кувыркаться и скакать. (Краденое солнце)
- А слониха – щеголиха Так отплясывала лихо,
Что румяная луна в небе задрожала,
И на бедного слона кубарем упала. (Тараканище)
- Рада, рада, рада, рада детвора,
Заплясала, заиграла у костра. (Бармалей)
- Пляшут в море червячки и паучки,
Пляшут божие коровки и жучки. (Крокодил)
СКАЗОЧНАЯ ЭСТАФЕТА: подвижные игры.
- Ехали медведи на велосипеде: 2 команды соревнуются на скейтах сидя подвое.
- А за ним комарики на воздушном шарике: в одной руке соревнующихся – воздушный шарик, а в другой – ведерко, в которое нужно собрать “пряники”.
- А за ними раки на хромой собаке: паре стоящих рядом привязывают ноги, ближние к напарнику, вместе. Эстафета на “трех” ногах.
- Жаба на метле: наперегонки, не придерживая руками веник, который зажат коленями.
Ленская ДО, 2002