Сегодня мы поговорим о воде. Вода играет огромную роль в нашей жизни. Она — постоянная наша спутница. Для чего нужна вода? (ответы детей). А всегда ли вода в природе бывает одинаковой? (дети объясняют, что они представляют при слове “вода”)
Получается, что она бывает очень разной. Может быть, вода, как волшебница, умеет превращаться (дождь, снег, роса, лёд и т.п.)? Ну-ка я вам загадаю загадки, а вы скажете, о воде они или нет?
Сперва летит, потом бежит,
Потом на улице лежит…
Тогда без бот и без калош
Его сухим не перейдёшь! (дождь)
Растёт она низ головою,
Не летом растёт, а зимою.
Чуть солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (сосулька)
Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз?
(мороз, снежные узоры)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (дождь)
Валяется камень на мёрзлой земле,
Его подберёшь-исчезает в руке. (лёд)
Нахмурилось небо (Наверно, не в духе!)
Летают, летают Белые мухи.
И носятся слухи,
Что белые мухи
Не только летают,
Но даже не тают. (снежинки)
Мы не можем прожить без воды. Вода-это и озера, и реки, и океаны, и моря. Кажется, что воды на земле очень
много, её должно хватать всем. Но это не так: пресной
воды, которой мы пользуемся, на нашей планете немного. И с каждым годом такой воды становится меньше, так как люди загрязняют водоёмы.
Вот перед нами карта. На ней цвет воды голубой и синий. Получается, что воды на Земном шаре больше, чем суши. Вот моря и океаны, необозримы их просторы. А главное, вода в них не такая, как в реках. В реках, озёрах вода без вкуса (если она чистая), она называется пресной, в морях и океанах – солёная. А вот на карте участки белого цвета. Им обозначены льды и снега, которые никогда не тают.
Сейчас лето, и многие из вас ходят в тундру с родителями и друзьями. Давайте посмотрим инсценировку стихотворения С.Михалкова “Прогулка”, подумаем, не знакома ли нам такая картина?
Мы приехали на речку Воскресенье провести,
А свободного местечка Возле речки не найти,
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке тут и там-пустые банки,
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Жгли костёр, бумагу жгли- Тоже ели, тоже пили,
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо…
– Ой, ребята! — крикнул Дима.–
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр, в футбол играли – —Веселились, как могли!
Хоровые песни пели…
Отдохнули — и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки —
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
Как вы думаете, о чём это стихотворение?
Может, герои этого стихотворения просто не знают правил поведения на отдыхе?
А задумывались ли вы, что к природе надо бережно относиться?
А что вы могли бы сделать для своего озера, которое находится рядом, там, где мы все очень любим отдыхать?
А как относятся наши односельчане к своему озеру?
Давайте мы с вами поиграем. Я раздам вам бумажные короны с рисунком капельки. Расскажите, предоставив себя капелькой воды, как вы путешествовали по земле, что сделали в этой роли, как к вам относились люди.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд,
Растает — и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся
Дождём обернётся,
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь;
Вас окружает везде и всегда
Эта Волшебница-наша вода!
Мы, люди, должны быть благодарны нашим водоёмам за чистую воду, которую они нам дают, и платить им тем же — хорошим бережным отношением.
Использованная литература
- Брукс Ф. Моря и океаны. — М.; РОСМЭН, 1997,-
(Энциклопедия окружающего мира)
- Михалков С. Мы с приятелем: Стихи, сказки, загадки. — М.; Дет.лит.,1977.
- Рыжова Н.А. Волшебница вода. —М.;1977.
- Химия: Справочник школьника. — М.;1993.
Слепцова А.С., библиотекарь ДБ Булунской ЦБС.