Новая встреча с героями произведений Сергея Михалкова
Весёлый утренник со стихами и сценками организовала Галина Власьевна ИЛЬИНА, ведущий библиотекарь Центра комплексного библиотечно-информационного обслуживания филиала «ДТК — Центр чтения» Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия), г. Якутск
ПОДГОТОВКА
Участникам — детям, родителям, бабушкам, дедушкам — надо подготовить сценку по одному из стихотворений С. Михалкова: «Одна рифма», «Фома», «Лапуся», «Прививка», «Тридцать шесть и пять», «Как старик корову продавал», «Автографы». Оформить помещение, сделать выставку произведений поэта.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Костюмы и реквизит для сценок. Аппаратура для воспроизведения аудио- и видеофайлов. Запись фоновой музыки. Запись м/ф «Дядя Стёпа — милиционер» (реж. И. Аксенчук, 1964 г.). Экран, слайды по теме мероприятия.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
БИБЛИОТЕКАРЬ — взрослый,
МАША, ДЕВОЧКА. ЛАПУСЯ. ФОМА, ЧТЕЦЫ (1)-(3) — дети.
(Гостей — детей и взрослых — встречает и приветствует Библиотекарь. Мероприятие проходит под фоновую музыку.)
БИБЛИОТЕКАРЬ: Добрый день, уважаемые взрослые и, конечно, ребята! Сегодня день будет не только добрым, но и весёлым, потому что мы его проведём в отличной компании друзей — героев произведений замечательного детского писателя, поэта Сергея Владимировича Михалкова.
(Рассказ сопровождается показом слайдов.)
Я думаю, что многим из вас хорошо известны его стихи, но, возможно, не все знают, что Михалков не только известный детский писатель и поэт, но и автор пьес, сценариев, басен, переводов и даже гимна нашей страны.
Сергей Владимирович родился 13 марта 1913 г. в Москве. Стихи он стал писать в 9 лет. А когда ему исполнилось 15, его произведения появились в печати. Их читали и наши дедушки, и бабушки, и мамы, и папы, а теперь, конечно, и вы. Произведения С.В. Михалкова вошли в золотой фонд современной литературы и получили международное признание, его книги издавались миллионными тиражами. Написанные в советское время, эти стихи остаются понятными и интересными и сейчас. Ведь Сергей Владимирович рассказывая детям о вечных ценностях, о хороших людях, о том, что важно и теперь, и полвека назад, и наверняка будет актуальным ещё долгое время. А еще именно Михалков сочинили слова для гимна нашей страны.
Сегодня мы все вместе отправимся в путешествие в поэтический мир Сергея Михалкова. А помогут мне в этом уважаемые родители, наши дорогие читатели, а также хорошая девочка Маша.
ЧУДЕСНОЕ УТРО
(Выходит Маша.)
МАША: Здравствуйте! Сегодня такой чудесный день, потому что начался с отличного утра!
БИБЛИОТЕКАРЬ: Ты права, прекрасное утро — это важное начало замечательного дня. Маша, а скажи, пожалуйста, что такого необыкновенного случилось утром?
МАША: Ну как же. Меня разбудила любимая бабушка, приготовила оладушки, сварила какао! Мама с папой рано уходят на работу, и бабушка заботится обо мне. Она у нас очень добрая, заботливая, мы её все очень любим, уважаем. (Задумчиво.) Хотя я считаю, что всех старших надо уважать, помогать им…
БИБЛИОТЕКАРЬ: Очень правильное мнение. К сожалению, далеко не все его разделяют. Вот, например…
(Участники разыгрывают сценку по стихотворению С.В. Михалкова «Одна рифма».)
МАША: Так не годится. Я всегда уступаю место старшим, а за таких детей очень стыдно.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Полностью согласна с тобой. Это стихотворение учит нас быть вежливыми, внимательными и уважать старших.
КУДА ПРОПАЛ ЩЕНОК?
БИБЛИОТЕКАРЬ: В своих стихах Сергей Владимирович учит с любовью и уважением относиться не только к людям…
МАША: А к кому ещё?
(Выбегает Девочка.)
ДЕВОЧКА: Здравствуйте, щеночка моего не видели?
БИБЛИОТЕКАРЬ: Какого щеночка? Разве собаки в библиотеку заходят?
ДЕВОЧКА: Ой, это такой шалун, от него что хочешь ожидать можно!
Я сегодня сбилась с ног –
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.
В это утро
Очень рано
Соскочил щенок с дивана,
Стал по комнатам ходить,
Прыгать,
Лаять,
Всех будить.
Он увидел одеяло —
Покрываться нечем стало
<…>
С.В. Михалков
Щенок
(Читает стихотворение до конца, кланяется, убегает.)
МАША: Какая хорошая девочка! Какое замечательное стихотворение! Сразу видно,что его написал поэт, который любит животных.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Да, Машенька, и обрати внимание: девочка не стала ругать щенка за непослушание, а позаботилась о нём. Это очень благородно.
ГРУБИЯН ЛАПУСЯ
МАША: Я обратила внимание, что автор не смеётся над героями, а старается мягко указать на то, как надо поступать и как не надо.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Да, Маша, он как бы предлагает взглянуть на себя со стороны и задуматься над собственным поведением.
(Выходит Лапуся.)
ЛАПУСЯ (грубо): Много вы понимаете! Тоже мне, всезнайки!
МАША (с испугом, Библиотекарю): Ой, кто это?
БИБЛИОТЕКАРЬ (тихо, Маше): Тс-с-с-с! Это Лапуся.
ЛАПУСЯ (сердито):
Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.
Скажет папа:
— Дверь открыта!
Притвори её, герой! —
Я ему в ответ сердито
Отвечаю:
— Сам закрой!
<…>
С. В. Михалков.
Лапуся
(Декламирует стихотворение. Разыгрывается сценка по стихотворению. По окончании актёры и Лапуся уходят.)
МАША: Какой грубиян.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Да, единственный и слишком избалованный сынок. Я думаю, он всё-таки исправится, ведь и сам понимает, что так поступать нельзя.
МАША: Зачем же тогда он так себя ведёт, если понимает, что не прав?
БИБЛИОТЕКАРЬ: Маша, тебе ли не знать, как упрямы могут быть дети!
НЕВЕРУЮЩИЙ ФОМА
(Выходит Фома.)
ФОМА: Ничего я не упрямый! У меня просто на всё своё мнение! Терпеть не могу, когда мне врут!
МАША: Кто тебе врёт, о чём ты говоришь?
ФОМА: Все, все врут! Ни слова правды! Вот послушайте!
(Начинает декламировать стихотворение, читает до слов: «Ребята, найдите такого Фому…». Разыгрывается сценка.)
В одном переулке
Стояли дома.
В одном из домов
Жил упрямый Фома.
Ни дома, ни в школе,
Нигде, никому –
Не верил
Упрямый Фома
Ничему.
На улицах слякоть,
И дождик,
И град.
«Наденьте калоши», —
Ему говорят.
«Неправда, —
Не верит Фома, —
Это ложь…»
И прямо по лужам
Идёт без калош.
<…>
С. В. Михалков.
Фома
(По окончании сценки актёры уходят. Фома собирается последовать за ними. Маша его останавливает.)
МАША: Э-Э, постой! Ты не до конца дочитал!
<…>
Ребята,
Найдите такого Фому
И зти стихи
Прочитайте ему.
<…>
С. В. Михалков.
Фома
ФОМА: Попрошу не учить! Мне одиннадцать лет! (Гордо уходит.)
МАША: Ну что за человек. Эдакий всезнайка! Разве можно жить, никому не веря?
БИБЛИОТЕКАРЬ: Ты знаешь, Машенька, таких, как наш Фома, и среди взрослых много. Вот поэт и призывает присмотреться к себе: нет ли в нас таких же черт, которые описаны в этом стихотворении.
ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ЧУДЕСНЫЕ
МАША: Можно мне задать вопрос?
БИБЛИОТЕКАРЬ: Конечно, Маша!
МАША: Вы как в школе учились?
БИБЛИОТЕКАРЬ: Хорошо.
МАША: По секрету вам скажу: мне иногда трудно поверить, что взрослые тоже были детьми и ходили в школу.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Представь себе, было такое! И до сих пор с теплотой вспоминаем те годы.
То было много лет назад.
Я тоже в первый раз
С толпою сверстников-ребят
Явился в школьный класс
Мне тоже задали урок
И вызвали к доске,
И я решал его как мог,
Держа мелок в руке.
Умчались школьные года,
И не догонишь их.
Но я встречаю иногда
Товарищей своих.
<…>
С. В. Михалков.
Школа
(Декламирует стихотворение до конца.)
МАША: Расскажите, пожалуйста, как учились раньше дети. Вам интересно было в школе?
БИБЛИОТЕКАРЬ: Конечно! У нас тоже были и содержательные уроки, и весёлые переменки, и домашние задания. Иной раз было непросто, ведь много писали от руки. А некоторые из взрослых помнят ещё, как писали перьями!
(Выходят Чтецы.)
ЧТЕЦ (1):
Писать красиво не легко:
«Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко».
За буквой буква.
к слогу слог.
Ну хоть бы кто-нибудь помог!
ЧТЕЦ (2):
Сначала «да», потом уж «ёт».
Уже написано «даёт»,
Уже написано «даёт»,
Но тут перо бумагу рвёт.
<…>
СВ. Михалков.
Чистописание
(Декламируют стихотворение до конца, кланяются, уходят.)
С ЗАБОТОЙ О ЗДОРОВЬЕ
БИБЛИОТЕКАРЬ: Ну и, конечно, как и вас, нас водили на прививки.
(Разыгрывается сценка по стихотворению СВ. Михалкова «Прививка».)
МАША: Да, знакомая картина!
БИБЛИОТЕКАРЬ: Конечно! Мы же в самом начале говорили, что стихотворения Михалкова будут понятны и через полвека. А ведь это стихотворение написано более 60 лет назад.
МАША: Ничего себе!
(Входит, оглядываясь, Чтец (3).)
Мальчик, тебе кого?
ЧТЕЦ (3) (прикладывает палец к губам): Тс-с-с-с! Я стесняюсь.
МАША: Хорошо. А чего?
ЧТЕЦ (3):
У меня опять:
Тридцать шесть и пять!
Озабоченно и хмуро
Я на градусник смотрю:
Где моя температура?
Почему я не горю?
Почему я не больной?
Я здоровый! Что со мной?
У меня опять:
Тридцать шесть и пять!
<…>
С.В. Михалков.
Тридцать шесть и пять
(Разыгрывается сценка по стихотворению. Потом актёры и Чтец (3) уходят.)
ОЧЕНЬ ВЫСОКИЙ МИЛИЦИОНЕР
МАША: Вот хитрец! А я думала, что дети раньше честнее были!
БИБЛИОТЕКАРЬ: Дети все разные. Конечно, и такие бывают. Но, вообще, мы все любили учиться, слушались учителей, соблюдали порядок. Хулиганство было не в чести, а стражей порядка — тогда они назывались милиционерами — глубоко уважали и относились к ним с доверием. Они нам казались добрыми великанами.
МАША: Как дядя Стёпа?
БИБЛИОТЕКАРЬ: Именно!
(Просмотр мультфильма «Дя-дя Стёпа — милиционер».)
БИБЛИОТЕКАРЬ: Да, Машенька, когда читаешь Михалкова, кажется, что это написано прямо- таки вчера.
МАША: В самом деле Вот, например, мне нравится сказка про то, как дедушка корову продавал, а ему человек настоящую рекламу устроил, да ещё какую!
(Разыгрывается сценка по сказке «Как старик корову продавал». По окончании актеры кланяются и уходят.)
ГОРЕ-КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ
БИБЛИОТЕКАРЬ: Кстати, ты мне напомнила ещё про одну вещь из моего школьного детства. Мы все были коллекционерами. Кто-то собирал марки, сувениры, кто-то значки. И всем этим мы менялись, помогали друг другу, радовались каждой находке.
Мы даже дружили с детьми из других республик. Теперь это разные страны. Вот, например, я дружила и переписывалась с девочками из Украины и Молдавии. Отправляла по почте значки, марки, а они в мою коллекцию — открытки. Вот такая у нас всесоюзная дружба была.
МАША: Ой, и я знаю двух коллекционеров — Варю и Веру!
(Разыгрывается сценка по стихотворению С. В. Михалкова «Автографы». После актеры уходят.)
БИБЛИОТЕКАРЬ: Ну что же, дорогие ребята и взрослые, подошло время прощаться. На празднике, посвящённом творчеству Сергея Михалкова, мы познакомились лишь с маленькой частичкой его творчества. Будем очень рады, если вы захотите взять в нашей библиотеке его книги! А теперь мы прощаемся с вами, до скорого свидания!