Уроки милосердия и отзывчивости
О том, почему так важно относиться к ближним как к самим себе, утешать тех, кто грустит, и помогать тем, кому трудно, ребятам рассказала Галина Власьевна ИЛЬИНА, главный библиотекарь Центра для детей и юношества Национальной библиотеки, Республика Саха (Якутия).
МАТЕРИАЛЫ и ОБОРУДОВАНИЕ
Экран, проектор, слайды по теме мероприятия, в том числе обложки книг:
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»,
А Грина «Алые паруса»,
А Куприна «Чудесный доктор»,
репродукции картин В. Перова «Тройка» (1866) и В. Маковского «Свидание» (1883).
Аудиосистема, минусовка песни «Дорогою добра» (муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина) или иной, подходящей по смыслу.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
ВЕДУЩИЕ (1) и (2).
(Детей приветствуют Ведущие.)
ВЕДУЩИЙ (1): Добрый день, дорогие ребята!
ВЕДУЩИЙ (2): Здравствуйте, друзья.
ВЕДУЩИЙ (1): Сегодня, во Всемирный день доброты, мы хотели бы поговорить с вами об этом прекрасном чувстве.
ВЕДУЩИЙ (2): Послушайте, как трогательно, проникновенно пишет о нём замечательная поэтесса Любовь Александровна Бодрова. (Декламирует её стихотворение «Ценней всего на свете Доброта…»)
ВЕДУЩИЙ (1): Замечательно сказано! А вы, ребята, как считаете, что такое доброта? (Ответы детей.)
ВЕДУЩИЙ (2): Очень точно подметили, молодцы! Доброта — это и милосердие, и отзывчивость, и стремление заботиться о других.
ВЕДУЩИЙ (1): Доброта — это всегда что-то положительное, хорошее, полезное.
ВЕДУЩИЙ (2): Доброта — это стремление человека послужить ближнему, людям и всему человечеству.
ВЕДУЩИЙ (1): Доброта — это и чуткое, бережное отношение к тем, кто рядом, к их чувствам. А вот как официально определяют это слово. (Зачитывает соответствующую статью из любого современного словаря.)
ВЕДУЩИЙ (2): Скажите, ребята, просто ли быть добрым? (Ответы детей.) К сожалению, это только так кажется. Вспомните, как трудно приходится положительным героям сказок, мультфильмов, стихов, песен, книг. Но быть добрым — это подвиг, который каждый из нас должен совершать ежедневно.
ВЕДУЩИЙ (1): Добру, состраданию, милосердию можно научиться. И человек должен учиться этому всю свою жизнь. Наставниками в этом становятся родители, воспитатели, потом учителя, а то и друзья, знакомые…
ВЕДУЩИЙ (2): …И конечно же, замечательные и поучительные произведения искусства. Они помогают нам осознать важность доброты, делают нас лучше, теплее, душевнее, помогают понимать, почему мы, люди, должны стремиться к тому, чтобы сделать жизнь ближнего чуточку лучше.
ЧУДЕСНЫЕ ГЕРОИ И МУДРЫЕ КНИГИ
(Слайды — обложки книг, о которых ниже идет речь.)
ВЕДУЩИЙ (1): Вот, например, сказка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Вы читали её? (Ответы детей.) Да, это история о замечательном мальчике, который невероятно добр ко всему живому во Вселенной. И не важно, кто или что это: Роза, Лис, планета, Король, Пьяница или Фонарщик.
ВЕДУЩИЙ (2): Примечательно, что Маленький принц может удивляться чужим недостаткам, но никому не желает зла, в каждом пытается найти что-то хорошее, относится с уважением. Он хочет понять их и подружиться. Все это произведение искрится добротой, человечностью и призывает нас к тому же.
ВЕДУЩИЙ (1): Эгль, герой повести Александра Грина «Алые паруса», стал единственным, кто отнёсся по-доброму к Ассоль. Все смеялись и издевались над странной девочкой, а сказочник Эгль предсказал, что она дождётся принца на корабле под алыми парусами. И это помогло Ассоль не впасть в отчаяние. Добрые слова вселили в неё надежду и радостное ожидание счастья. А надежда, мечта так много значат для человека!
ВЕДУЩИЙ (2): Герой рассказа Александра Куприна «Чудесный доктор» — несчастный, безработный Емельян Мерцалов, отец пятерых детей. Его семья вынуждена ютиться в сыром подвале. Одна дочка умерла, вторая тяжело болеет, денег на её лечение нет. Есть нечего. И вдруг в тёмном парке отчаявшемуся несчастному отцу встречается совершенно незнакомый человек, который случайно оказался доктором.
ВЕДУЩИЙ (1): И вот уже в доме появились дрова для тепла, самовар, согревающий компресс для больной, деньги на еду. Да ещё чудо-доктор выписал бесплатный рецепт, оставил крупную сумму и ушёл, не дожидаясь благодарностей… Это был знаменитый медик, хирург Николай Иванович Пирогов, всю жизнь положивший на то, чтобы спасать людей. И в этот раз он избавил от неминуемой гибели целую семью.
ВЕДУЩИЙ (2): Таких душевных. добрых и поучительных книг много. Сейчас внимание на экран. Давайте поразмышляем о высказываниях великих писателей, поэтов, учёных.
(Демонстрируются слайды с цитатами о доброте. Проводится обсуждение.)
ПРИТЧА О МАЛЬЧИКЕ И КОТЁНКЕ
ВЕДУЩИЙ (1): Добрый человек — это тот, кто умеет чувствовать чужую боль, как свою, часто даже преодолевая собственные страдания. Милосердный человек способен пожалеть всё живое: и человека, и братьев наших меньших. Вот послушайте замечательную, хотя и грустную, притчу.
(По возможности продемонстрировать слайды-иллюстрации к рассказу, если их изготовить или найти не получится, то можно просто прочитать текст.)
ВЕДУЩИЙ (2): Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись, естественно, привлекла внимание местных детишек. Скоро в магазин пришёл мальчик и, поприветствовав продавца, робко спросил о цене.
ВЕДУЩИЙ (1): «От 300 до 500 рублей», — ответил продавец Вздохнув, ребёнок полез в карман, достал кошелек и посчитал мелочь. «У меня только 20 рублей сейчас, — грустно скатал он, — пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них?»
ВЕДУЩИЙ (2): Добрый продавец улыбнулся, вынул котят из большой коробки Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и принялись бегать, играть. Только один от всех отставал и странно подтягивал заднюю лапку.
ВЕДУЩИЙ (1): «Скажите, а что с этим котенком?» — спросил мальчик. Продавец объяснил, что у этого котенка с рождения искривленная, поврежденная лапка. «Это на всю жизнь, сказал ветеринар». — добавил мужчина.
ВЕДУЩИЙ (2): Мальчик решительно заявил, что именно этого котёнка он и хотел приобрести. «Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам», — сказал продавец.
ВЕДУЩИЙ (1): «Нет, я не хочу брать его даром, — сказал ребёнок. — этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги».
ВЕДУЩИЙ (2): «Сынок, ты просто не понимаешь всего, — увещевал продавец, — этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котятам. Мальчик ничего не ответил, только завернул левую штанину. И продавец увидел его ужасно искривленную ногу, которую поддерживали металлические обручи.
ВЕДУЩИЙ (1): «Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котёнку нужен кто-то, кто понимал бы, как ему тяжело, и кто бы его поддержал». — произнёс мальчик. Продавец еле сдерживал слёзы, но заставил себя улыбнуться: «Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были такие прекрасные сердечные хозяева, как ты».
ВЕДУЩИЙ (2): Трогательная история. Понравилась ли она вам? (Ответы детей.) Что вы можете сказать об этом мальчике? (Ответы детей.)
ВЕДУЩИЙ (1): Стали бы вы дружить с таким мальчиком? (Ответы детей.) Кто сможет рассказать, в чём главная мысль этой притчи? (Ответы детей.)
ВЕДУЩИЙ (2): Возможно, кто-то скажет: подумаешь, котёнок! Но всё большое всегда начинается с малого. И милосердие, доброе отношение ко всему живому надо воспитывать в себе с детства.
ГОВОРЯЩИЕ КАРТИНЫ
ВЕДУЩИЙ (1): Кто-то утверждает, что сейчас быть по-настоящему добрым невозможно. Мол, так не прожить. Откроем вам секрет: быть милосердным и сострадательным во все времена было трудно. Однако и тогда были настоящие герои, готовые пожертвовать собой ради других, образы которых запечатлели для нас великие художники прошлого.
(Слайд — картина В.Г. Перова «Тройка».)
ВЕДУЩИЙ (2): Посмотрите, как холодно и тяжело детям! На этой картине художник Перов с большим мастерством передал страдания и муки ваших ровесников, которые вынуждены выполнять непосильную работу. Зимние сумерки, вьюга. Два мальчика и девочка тянут по городской улице огромную обледеневшую бочку с водой.
ВЕДУЩИЙ (1): Выбивается из сил девочка в изношенном ватном пальтишке и старом платке. Лицо у неё бледное, измученное. Сильно нагнувшись вперёд, еле передвигает ноги другой мальчик, он ещё слишком мал и слаб, чтобы тянуть такую лямку. Он задыхается.
ВЕДУЩИЙ (2): Мы видим, что мальчик, который идёт посередине, постарше. Но рваное пальто и старенький картуз совсем не спасают его от стужи. На его лице тоже усталость и страдание. Но мы видим, что основную тяжесть ноши он взял на себя.
(Слайд — картина В.Е. Маковского «Свидание».)
ВЕДУЩИЙ (1): На этой картине изображена встреча матери с сыном, оторванным от семьи, отданным в учение в город. Лицо у него совсем взрослое, усталое. Мать, наверняка вдова, сама голодная, с печалью смотрит на ребёнка, жадно поглощающего краюшку хлеба.
ВЕДУЩИЙ (2): Судя по её одежде, дело происходит зимой, и ради этого свидания она пришла пешком из родной деревни. Из-за огромной усталости она не обнимает сына, не разговаривает с ним. Да и мальчику не до того. Ему несладко: он босой, очень голодный, оборванный.
ВЕДУЩИЙ (1): Какой грустный взгляд у мамы! Она погружена в горестные размышления о тяжёлой участи сына, о том, что единственное, чем она может помочь ему, — поделиться последним куском хлеба. Забрать ребёнка домой она не сможет. Если бы в семье были деньги, ребёнка не отдали бы в учение.
ВЕДУЩИЙ (2): Ребята, какие чувства вы испытываете, глядя на эти картины? (Ответы детей.) Очень хорошо! Если эти произведения заставляют вас сопереживать, жалеть людей, изображении на них, то вы не только добрые люди, но и отлично разбираетесь в искусстве!
ВЕДУЩИЙ (1): А теперь, ребята, скажите, пожалуйста, где живёт доброта? (Ответы детей.) Правильно, в наших сердцах. А значит, с малых лет надо быть внимательным к себе, не допускать в душу чёрствости, равнодушия, гордости.
ВЕДУЩИЙ (2): Не обязательно спешить спасать человечество вообще. Можно начать с малого: помочь маме и бабушке по дому, сходить в магазин, уступить место в транспорте, не грубить, не отвечать злом на зло, поблагодарить за что-то.
ВЕДУЩИЙ (1): Каждый ваш хороший поступок — это взнос в общее дело, в прекрасный светлый мир, который может нашими стараниями стать добрее. Мы можем его изменить, если начнём с себя. И от наших добрых дел обязательно станет теплее, светлее и радостнее!
ВЕДУЩИЙ (2): А теперь пришла пора прощаться. Благодарим вас за тёплый, доверительный разговор…
ВЕДУЩИЙ (1): Спасибо за добрые, умные мысли. А теперь давайте исполним хором замечательную песенку.
ВЕДУЩИЙ (2): Она как раз на тему нашего сегодняшнего занятия.
(Хором исполняем песню «Дорогою добра» или иную, на выбор организатора.)