Skip to main content

Абаасы

0
(0)

Абаасы — это явление, которое в якутской мифологии и философии олицетворяет зло, разрушительные силы и негативные качества. Это не просто мифологическое существо, но и мощный символ, отражающий темные аспекты человеческой природы и существования. В его сущности переплетаются идеи невежества, ненависти и разрушения.

Первоначально абаасы связано с понятием «авичи» на языке пали — невежеством, которое в буддизме считается причиной всех бед и страданий. Это как если бы абаасы был порожден невежеством и неумением видеть истину, и именно из этой «темной пустоты» возникает всё зло. В традиции буддизма это понятие становится важным элементом колеса жизни или бхавачакры, символизируя путь, из которого трудно выбраться, если не осознать истину.

В трудах Махмуда Кашгарского (тюркский ученый XI века) встречается слово «абасу» — «черный дух», что подтверждает глубокие корни этого термина в тюркской культуре и языке. В контексте древних верований «абачи» означает не просто злое существо, но и некое потустороннее зло, которое пугает и уничтожает.

Но абаасы — это не только мифологическое существо. Это также и моральный принцип, обостряющий отношения между хаосом и космосом. В первобытной культуре это оппозиция, где хаос представляет собой силу разрушения, а космос — силу порядка и гармонии. Именно в экстремальных ситуациях, когда человек выходит из-под контроля, когда коллективное сознание в толпе становится неуправляемым или в самых темных уголках преступного мира, абаасы проявляется наиболее ярко. Эти моменты можно назвать «переполнением хаоса», когда внутреннее зло человека или группы выходит на поверхность.

 

Факты, которые делают абаасы ещё более загадочными:

  1. Абаасы как концепт — не просто зло, а символ разрушительных и деструктивных сил, от которых трудно избавиться, если не осознать и не победить их внутри себя.
  2. Буддистская связь — абаасы не просто якутский миф, а часть широкой культурной традиции, охватывающей буддизм и тюркскую мифологию, где зло связано с невежества, как основой страданий.
  3. Абаасы аймага — в мифах якутов Абаасы аймага (или «племя абаасы») — это чудовища, враги человеческого рода, которые всегда враждуют с добродетелью и порядком, что подчеркивает важность противопоставления порядка и хаоса в культурных представлениях.
  4. Эпос «Олонхо» — в одном из важнейших произведений якутского фольклора абаасы появляются как чудовища, представляющие зло, с которыми герои сталкиваются в борьбе за светлый и гармоничный мир.
  5. Современное значение — в учении Айыы абаасы не должны доминировать в жизни современного человека, так как его задача — стремиться к балансу, гармонии и воздержанию от разрушительных импульсов. Это возвращение к идее космоса, в котором добро и порядок превосходят хаос.
  6. Абаасы не исчезает с уходом первобытной культуры. Он трансформируется и продолжает существовать, напоминая о теневых сторонах человеческой натуры и социальных структур.

 

Источники

  • Худяков И. А. Краткое описание Верхоянского округа / И. А. Худяков ; под редакцией В. Г. Базанова ; [подготовка текста О. Б. Алексеевой ; редакция якутских текстов и примечания: Г. У. Эргиса, Н. В. Емельянова, П. Е. Ефремова ; вступительная статья В. Г. Базанова и Н. В. Емельянова] ; Академия наук СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом), Институт истории, языка и литературы Якутский филиал Сибирского отделения. – Ленинград : Наука, Ленинградское отделение, 1969.
  • Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору / Г. У. Эргис ; [отв. ред. д.и.н. В. Е. Гусев] ; Акад. наук СССР, Сиб. отд-ние, Якут. фил., Ин-т яз., лит. и истории. – Москва : Наука, 1974.

Насколько вам понравилась публикация?

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.