Творческое состязание
Батл юных актеров провела Галина Власьевна ИЛЬИНА, главный библиотекарь Центра для детей и юношества Национальной библиотеки. Республика Саха (Якутия).
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Аппаратура для воспроизведения аудиофайлов, запись фоновой музыки и мелодий для конкурса «Дирижёр всегда готов!». Элементы костюмов, реквизит для конкурса костюмеров. Небольшие сувениры.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
ВЕДУЩИЕ (1) и (2).
(Детей встречают и приветствуют Ведущие.)
ВЕДУЩИЙ (1): Добрый день, дорогие друзья!
ВЕДУЩИЙ (2): Рады видеть вас!
ВЕДУЩИЙ (1): Сегодня мы приглашаем вас в театр. Скажите, ребята, вы любите театр? (Ответы детей.) Замечательно, мы тоже.
ВЕДУЩИЙ (2): А как же иначе? Театр — это чудо! Быть актёром, творцом этого чуда, пусть даже на маленькой скромной сцене, — что может быть увлекательнее!
ВЕДУЩИЙ (1): Поэтому, дорогие друзья, мы решили провести сегодня театральное состязание и на время самим перевоплотиться в актёров, то есть настоящих чародеев!
ВЕДУЩИЙ (2): Сейчас мы разделимся на две команды и будем по очереди перевоплощаться. Но сначала давайте припомним правила поведения в театре.
НАЧИНАЕМ С ВЕШАЛКИ
(Дети формируют две группы.)
ВЕДУЩИЙ (1): В театр принято приходить заблаговременно, минут за двадцать, чтобы спокойно пройти контроль, сдать в гардероб верхнюю одежду и взять бинокль, купить программку, привести себя в порядок, найти своё место в зале.
ВЕДУЩИЙ (2): А также каждый зритель должен знать, что в театре во время спектакля нельзя вставать, ходить, разговаривать, есть, шуршать — в общем, шуметь.
ВЕДУЩИЙ (1): Интересно, а почему тогда продаются карамельки «Театральные»?
ВЕДУЩИЙ (2): По этому поводу нет единого мнения. Возможно, потому, что в театрах юного зрителя раньше их раздавали бесплатно, чтобы дети были заняты карамельками и не болтали зря.
ВЕДУЩИЙ (1): Но мы-то с вами — сознательные театралы и без карамели знаем, как себя вести, правда, ребята? (Ответы детей.)
ВЕДУЩИЙ (2): Отлично. И в этой связи конкурс первый! Команды по очереди должны будут показать зрителей, которые понятия не имеют о правилах поведения в театре. Когда одна команда выступает, вторая играет роль благодарной публики, в том числе не забывает об аплодисментах!
(Команды по очереди выполняют задания.)
РЕПЕТИЦИЯ — КЛЮЧ К ОВАЦИЯМ
ВЕДУЩИЙ (1): По-моему, великолепно! Вот так, экспромтом, без репетиции!
ВЕДУЩИЙ (2): Ребята, а кто знает, что такое «репетиция»? (Ответы детей.) Вы совершенно правы, это неоднократный повтор, проигрыш действия, пьесы, тренировка перед выступлением.
ВЕДУЩИЙ (1): Само слово «репетиция» происходит от латинского слова, означающего «повтор». Спектакль — это плод долгих и многих ежедневных репетиций.
ВЕДУЩИЙ (2): Режиссёр собирает и организовывает актёров, они все вместе ищут наилучшие интонации, позиции, жесты, пробуют, импровизируют, выковывая будущий шедевр.
ВЕДУЩИЙ (1): Интересно, правда? Давайте и мы попробуем порепетировать! Режиссёрами сегодняшней репетиции будем мы, а вы, дорогие актёры, по очереди станете выполнять наши задания.
(Ведущие по очереди предлагают детям показать какие-то чувства и эмоции, например страх, грусть, радость, удивление, восхищение, холод, жару, боль, сытость, голод и т. д.)
ВЕДУЩИЙ (2): Молодцы! Исключительно талантливо!
УМЕНИЕ ИМПРОВИЗИРОВАТЬ
ВЕДУЩИЙ (1): После репетиции, конечно, играть куда легче. Но актёру необходимо умение импровизировать. Ребята, кто может объяснить, что это значит?
(Ответы детей.) Замечательно!
ВЕДУЩИЙ (2): Да, искусство импровизации предполагает создание шедевра без подготовки (как раз это и означает латинское слово «improviso»).
ВЕДУЩИЙ (1): Это вид творчества, в котором произведение искусства создаётся во время его исполнения.
ВЕДУЩИЙ (2): Сейчас вы, уважаемые актёры, будете внимательно слушать сценарий, текст постановки, который зачитаем мы, режиссёры, и выполнять то, о чём там говорится.
ВЕДУЩИЙ (1): Важное условие: разговаривать строго воспрещается. Можно лишь издавать звуки — например, жужжать как пчела.
ВЕДУЩИЙ (2): Смелее используйте жесты, мимику, пантомиму.
(Ведущие по очереди зачитывают тексты, одна команда импровизирует, вторая — оценивает исполнение.)
Сценарий для первой команды
Ночь, завывает ветер, раскачивая деревья. По тёмному лесу пробирается вор, он ищет конюшню. Вот и конюшня! В ней спит конь. Ему что-то снится, он бьёт копытами, ржёт спросонья.
Тут же, под стрехой, пристроился воробей, он дремлет, иногда открывает то один, то другой глаз. На улице спит пёс. Ветер завывает, деревья шумят, поэтому не слышно, как похититель пробирается в конюшню и уводит коня.
Воробей тревожно зачирикал, пёс заливается лаем. Выбегает хозяин с ружьём, стреляет в воздух. Вор в ужасе убегает в лес. Хозяин отводит своего коня обратно в конюшню, пёс радостно лает, прыгает вокруг, воробей чирикает.
Хозяин гладит коня, задаёт ему сена, уходит в дом. Пёс ложится на место, засыпает. Засыпает и воробей, и конь. Всё успокаивается. Занавес.
Сценарий для второй команды
Снится Васе сон: оказался он в дремучем лесу. Ветер воет, деревья качаются, издают разные пугающие звуки. Васе страшно, но он всё-таки идет по маленькой тропинке — и вдруг он теряет ее из виду. Он в отчаянии! Это единственная тропинка, которая привела бы его домой! Он плачет от обиды и страха. А в это время неподалеку медведь собирает ягоды, волк рыщет в поисках добычи…
Вася взял себя в руки и перестал плакать, вытер слёзы, выпрямил плечи — и вдруг услышал странный шорох, хруст веток. Что это?! Неожиданно мальчик увидел перед собой огромного разъярённого медведя, стоящего на задних лапах!
Какой ужас! Вася испугался и пустился наутёк. Вот он бежит, а навстречу ему голодная лиса. Лиса идёт и мечтает о вкусном ужине, но мальчиков она не ест, слишком велики. Возможно, волку это будет интересно, думает лиса.
Она делает вид, что жалеет Васю, даёт ему сон-травку, сказав, что это поможет успокоиться. Вася жуёт травку, а затем притворяется, что уснул крепким сном. Лиса сразу бежит к волку, рассказывает, где добыча. Волк с любопытством выслушал лису, погладил свой пустой живот и поспешил следом за лисой. Но Вася выплюнул сон-траву и побежал прочь. А вот дошёл ли он до дома, мы так и не узнаем, ведь Вася проснулся.
(Занавес.)
ДИРИЖЁР ВСЕГДА ГОТОВ!
ВЕДУЩИЙ (1): Ну что же, замечательно, импровизировать вы умеете. А как насчёт сообразительности?
ВЕДУЩИЙ (2):
По команде палочки
Музыка звучит.
Палочка-указочка
Всем играть велит.
Палочка велит,
Когда кому вступать,
Волшебник может палочкой
Шедевры создавать!
Волшебник с этой палочкой
Звуком управляет,
А как зовут волшебника,
Кто знает — угадает?
Ответ. Дирижёр.
ВЕДУЩИЙ (1): Вы совершенно правы, речь идёт о такой трудной профессии, как дирижёр. Это слово имеет французские корни и означает «управлять», «руководить».
ВЕДУЩИЙ (2): Настоящие ценители театра уверены, что без музыки — нет театра. В крупных драматических театрах имеются свои оркестры. Давайте и мы последуем этой традиции. Наш следующий конкурс будет называться «Дирижер всегда готов!».
ВЕДУЩИЙ (1): От каждой команды следует выбрать одного «дирижёра», который будет управлять оркестром, а остальные ребята станут «музыкантами», участниками оркестра. И каждый должен подобрать себе инструмент для «игры».
ВЕДУЩИЙ (2): На совещание и подготовку даём вам пять минут!
(Для каждой из команд звучит своя музыка. Команды выполняют задания.)
В АНТРАКТЕ
ВЕДУЩИЙ (1): Ну а сейчас у нас объявляется антракт! В переводе с французского это буквально означает «между актами», то есть перерыв между действиями сценического представления или отделениями концерта.
ВЕДУЩИЙ (2): В антракте можно прогуляться по театру, посмотреть интерьеры и фотографии актёров, поделиться впечатлениями от увиденного, пойти в буфет.
ВЕДУЩИЙ (1): А мы, пожалуй, устроим театральную викторину.
С ним свободно допускают
В музей, театр и кино.
Двери в сказку открывают,
В мир зрелищ приглашают.
В чём подвох? Подвоха нет:
Дан вам в дар входной … (билет).
ВЕДУЩИЙ (2):
Для сохранности одежды посетителей,
Театралов или кинозрителей,
Чтобы удобно было и нежарко,
Устроен гардероб, и он же… (раздевалка)
ВЕДУЩИЙ (1):
И актрисе, и актеру –
Будь он трагик или мим, —
Очень внешность изменяет
Макияж искусный… (грим).
ВЕДУЩИЙ (2):
Для перевоплощения
Всем на удивленье,
Парики и маски
Для лица краска –
Многое для грима нужно,
И талант, без спора,
Нужен мастеру по гриму –
Художнику… (гримеру).
ВЕДУЩИЙ (1):
Чтоб спектакль был интереснее
И не смолкали громы овации,
Надобно сцене оформление:
Дома, деревья и прочие… (декорации).
ВЕДУЩИЙ (2):
Нужны они, чтобы действо освещать,
А также драматичности придать
Свет дают отменный
И нужны непременно.
Чтоб прошло все на ура,
Работают… (прожектора).
ВЕДУЩИЙ (1):
Всё, что видите на сцене,
Что лежит, висит, стоит,
Оживляет представленье
Театральный… (реквизит).
ВЕДУЩИЙ (2):
Он в театре самый главный,
Постановок дирижер,
Право, он отец спектакля.
Гениальный… (режиссёр).
ВЕДУЩИЙ (1):
В кинотеатре — широкий зкран,
В цирке — манеж, арена.
Ну а в театре действо идёт
На площадке особой, … (сцене).
ВЕДУЩИЙ (2):
Вот и закончился спектакль.
Слышны «Браво!» и комплименты.
И зрители восхищённые
Актёрам дарят… (аплодисменты).
ВЕДУЩИЙ (1):
Любит пьесы, представления
Понимает в них немало,
Театральный почитатель,
Что зовётся… (театралом).
КЛАССНЫЙ КОСТЮМЕР
(На столах раскладываются элементы костюмов и реквизит.)
ВЕДУЩИЙ (1): Конечно, без режиссёра и актёров спектакля не создать. Но спектакль — это произведение коллективное, в его создании участвует много народа.
ВЕДУЩИЙ (2): И это не только актёры, режиссёры, декораторы, гримёры, но и костюмеры — чья работа, возможно, не так зрелищна, зато требует огромного умения и вкуса. Иначе весь спектакль будет выглядеть нелепо.
ВЕДУЩИЙ (1): Только представьте себе древнегреческого героя в джинсах или сэра рыцаря в спортивном костюме. Ужас, не правда ли?
ВЕДУЩИЙ (2): Давайте устроим конкурс костюмеров. Приглашаем от каждой команды пару — костюмера и артиста.
ВЕДУЩИЙ (1): Задача костюмера — выбрать из вещей, разложенных на столе, нужные элементы и реквизит и переодеть артиста в костюм наиболее подходящего героя.
(Проводится конкурс.)
ТАНЦУЕТ ВСЁ!
ВЕДУЩИЙ (2): Театр сложно представить без музыки и танца. Занятия танцами развивают умение изящно двигаться и воображение.
ВЕДУЩИЙ (1): Говорят, что настоящие таланты танцуют всеми частями тела — руками, ногами, головой и даже глазами. Давайте проверим, возможно ли это.
ВЕДУЩИЙ (2): Я буду говорить, какой частью тела танцевать, а ваша задача — постараться это сделать. Ну а команда зрителей пусть подбадривает актеров дружными аплодисментами!
(Команды по очереди выполняют задание.)
ВЕДУЩИЙ (1): Если перед началом спектакля у театра собираются люди и спрашивают у всех проходящих: «Нет ли лишнего билетика?» — значит, постановка имеет большой успех и в театре сегодня аншлаг!
ВЕДУЩИЙ (2): Аншлаг — это когда у касс театра висит объявление о том, что все билеты на предстоящее представление распроданы. Особенно часто аншлаги случаются в театрах эстрады.
ВЕДУЩИЙ (1): Поэтому мы предлагаем вам попробовать свои силы в искусстве эстрадного пения и исполнить на бис какую-нибудь песню. Только петь вам придется хором и а капелла, то есть без музыкального сопровождения!
ВЕДУЩИЙ (2): На выбор песни и подготовку мы отводим вам пять минут.
(Команды выполняют задания.)
ВЕДУЩИЙ (1): Нам остаётся лишь выразить восхищение вашими талантами.
ВЕДУЩИЙ (2): И, пожалуй, воскликнуть: «Браво! Бис!»
(Участникам вручаются небольшие сувениры.)
ВЕДУЩИЙ (1): Великий драматург Уильям Шекспир сказал как-то:
Весь мир — театр.
В нём женщины, мужчины –
Все актёры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
ВЕДУЩИЙ (2): Театр — это великое искусство, способное очистить и обогатить душу. Посещайте театры, смотрите хорошие пьесы, размышляйте над ними — это не просто полезно, но и невероятно увлекательно.
ВЕДУЩИЙ (1): И кто знает, может, в будущем вы станете одним из тех, кто каждый вечер творит чудеса на таинственно освещённой сцене.
ВЕДУЩИЙ (2): А пока мы прощаемся с вами, и до новых встреч!